[Благословенный
сказал]: «Монахи, в какой бы части света он ни пребывал, помазанный
на царство кхаттийский царь, обладающий пятью факторами, пребывает
в своём собственном царстве. Какими пятью?
Вот
помазанный на царство кхаттийский царь хорошо рождён с обеих
сторон – как с материнской, так и с отцовской. У него чистейшая
родословная, неопровержимая и безупречная в отношении происхождения
до седьмого колена по отцовской линии. Он богат, имеет много
богатства и имущества, его кладовые и сокровищницы набиты до
отказа. Он могущественен, имеет четырёхчастную армию, которая
слушается и подчиняется его приказам. У него мудрый, умный,
сведущий советник, который способен продумать выгоду, что относится
к прошлому, настоящему, и будущему. Эти его четыре качества
способствуют распространению его славы.
Обладая
этими пятью качествами, включая славу, он пребывает в своём
собственном царстве, в какой бы части света он ни пребывал.
И почему? Потому что так оно бывает с победителями.
Точно также,
монахи, в какой бы части света он ни пребывал, монах, который
обладает пятью качествами, пребывает освобождённым умом. Какими
пятью?
(1) Вот
монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой,
обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя
опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила
тренировки, он тренируется в них. Это подобно тому, как хорошо
рождён помазанный на царство кхаттийский царь.
(2) Он много
изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что
он изучил. Те учения, что прекрасны в начале, прекрасны в середине,
и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие
идеально полную и чистую святую жизнь – таких учений он много
изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал
их в уме, и тщательно проникал в них воззрением. Это подобно
тому, как помазанный на царство кхаттийский царь богат, имеет
много богатства и имущества, его кладовые и сокровищницы набиты
до отказа.
(3) Он зародил
усердие к оставлению неблагих качеств и к обретению благих качеств.
[В этом] он силён, упорен в старании, не отложил [своей] обязанности
развивать благие качества. Это подобно тому, как помазанный
на царство кхаттийский царь могущественен.
(4) Он мудр.
Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение – благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению
страданий. Это подобно тому, как у помазанного на царство кхаттийского
царя есть хороший советник.
(5) Эти
четыре качества способствуют его освобождению.
Обладая
этими пятью качествами, в какой бы части света он ни пребывал,
он пребывает освобождённым умом. И почему? Потому что так оно
бывает с теми, кто освобождён умом».
|