Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Косамби, в парке Гхоситы.
И тогда недавно скончался Какудха, сын Колиев, прислужник Достопочтенного
Махамоггалланы, и переродился среди созданных-из-разума [божеств]1.
Его тело было размером с два или три поля магадхской деревни,
но этим телом он не создавал помех ни себе, ни другим2.
И
тогда молодой дэва Какудха подошёл к достопочтенному Махамоггаллане,
поклонился ему, встал рядом, и сказал: «Господин, вот какое
желание возникло в Девадатте: «Я возьму бразды правления Сангхой
монахов». И как только эта мысль возникла у него, Девадатта
лишился той сверхъестественной силы3».
Так сказал молодой дэва Какудха. Затем он поклонился Достопочтенному
Махамоггаллане, обошёл его с правой стороны, и прямо там и исчез.
Тогда достопочтенный
Махамоггаллана отправился к Благословенному, поклонился ему,
сел рядом, и рассказал обо всём, что произошло. [Благословенный
ответил]:
«Но, Моггаллана,
охватил ли ты его ум своим умом, поняв молодого дэву Какудху
так: «Всё, что говорит молодой дэва Какудха, не иначе как правда»?
«Да, уважаемый».
«Запомни
это утверждение, Моггаллана! Теперь этот глупец бросил сам себя
на произвол судьбы.
Моггаллана,
в мире есть эти пять видов учителей. Какие пять?
(1) Бывает
так, что некий учитель, чьё поведение не очищено, заявляет:
«Я тот, чьё поведение очищено. Моё поведение очищено, отмыто,
не запачкано». Его ученики знают его таковым: «Этот уважаемый
учитель хоть и не очистил поведение, [всё же], заявляет: «Я
тот, чьё поведение очищено. Моё поведение очищено, отмыто, не
запачкано». Ему не понравилось бы, если бы мы рассказали об
этом мирянам. Разве можем мы поступить с ним так, что это не
понравилось бы ему? Более того, его [ведь] почитают [дарением]
одеяний, еды, жилищ, лекарств и обеспечения для больных [монахов].
Человека узнáют по его делам». [Так] ученики покрывают
такого учителя в плане его поведения, и такой учитель ожидает
того, что его будут покрывать его ученики в плане его поведения.
(2) Далее,
[бывает так, что] некий учитель, чьи средства к жизни не очищены,
заявляет: «Я тот, чьи средства к жизни очищены. Мои средства
к жизни очищены, отмыты, не запачканы». Его ученики знают его
таковым: «Этот
уважаемый учитель хоть и не очистил средства к жизни, [всё же],
заявляет: «Я тот, чьи средства к жизни очищены. Мои средства
к жизни очищены, отмыты, не запачканы». Ему не понравилось бы,
если бы мы рассказали об этом мирянам. Разве можем мы поступить
с ним так, что это не понравилось бы ему? Более того, его [ведь]
почитают [дарением] одеяний, еды, жилищ, лекарств и обеспечения
для больных [монахов]. Человека узнáют по его делам».
[Так] ученики покрывают такого учителя в плане его средств к
жизни, и такой учитель ожидает того, что его будут покрывать
его ученики в плане его средств к жизни.
(3) Далее,
[бывает так, что] некий учитель, чьё обучение Дхамме не очищено,
заявляет: «Я тот, чьё обучение Дхамме очищено. Моё обучение
Дхамме очищено, отмыто, не запачкано»… …[Так] ученики покрывают
такого учителя в плане его обучения Дхамме, и такой учитель
ожидает того, что его будут покрывать его ученики в плане его
обучения Дхамме.
(4) Далее,
[бывает так, что] некий учитель, чьи разъяснения по Дхамме не
очищены, заявляет: «Я тот, чьи разъяснения по Дхамме очищены.
Мои разъяснения по Дхамме очищены, отмыты, не запачканы»… …[Так]
ученики покрывают такого учителя в плане его разъяснений по
Дхамме, и такой учитель ожидает того, что его будут покрывать
его ученики в плане его разъяснений по Дхамме.
(5) Далее,
[бывает так, что] некий учитель, чьё знание и видение не очищено,
заявляет: «Я тот, чьё знание и видение очищено. Моё знание и
видение очищено, отмыто, не запачкано»… …[Так] ученики покрывают
такого учителя в плане его знания и видения, и такой учитель
ожидает того, что его будут покрывать его ученики в плане его
знания и видения.
Есть эти
пять видов учителей в мире. Но, Моггаллана, я тот, чьё поведение
очищено и я заявляю: «Я тот, чьё поведение очищено. Моё поведение
очищено, отмыто, не запачкано». Мои ученики не покрывают меня
в плане моего поведения, и я не ожидаю того, что меня будут
покрывать мои ученики в плане моего поведения. Я тот, чьи средства
к жизни очищены… чьё обучение Дхамме очищено… чьи разъяснения
по Дхамме очищены… чьё знание и видение очищено. И я заявляю:
«Я тот, чьё знание и видение очищено. Моё знание и видение очищено,
отмыто, не запачкано». Мои ученики не покрывают меня в плане
моего знания и видения, и я не ожидаю того, что меня будут покрывать
мои ученики в плане моего знания и видения».
|