[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
* непреклонный
отшельник,
*
отшельник белого лотоса,
*
отшельник красного лотоса,
*
изысканный отшельник среди отшельников.
(1) И каким образом, монахи, человек является непреклонным
отшельником? Вот монах является практикующим путь учеником,
который пребывает в устремлении к непревзойдённой защите от
подневольности. Подобно старшему сыну помазанного на царства
кхаттийского царя – тому, кто [только ещё] будет помазан [на
царство], но ещё не помазан – который достиг бы непреклонности
[в этом вопросе], то точно таков и монах, который является
практикующим путь учеником, и который пребывает в устремлении
к непревзойдённой защите от подневольности. Вот каким образом
этот монах является непреклонным отшельником.
(2)
И каким образом человек является отшельником белого лотоса?
Вот, за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] монах
здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума, освобождение
мудростью и пребывает в них, реализовав эти состояния для
себя посредством прямого знания. Но тем не менее он не пребывает,
касаясь телом [некоторых из] восьми освобождений. Вот каким
образом этот человек является отшельником белого лотоса1.
(3)
И каким образом человек является отшельником красного лотоса?
Вот, за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] монах
здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума, освобождение
мудростью и пребывает в них, реализовав эти состояния для
себя посредством прямого знания. И он пребывает, касаясь телом
восьми освобождений. Вот каким образом этот человек является
отшельником красного лотоса2.
(4)
И каким образом человек является изысканным отшельником среди
отшельников? Вот монах, как правило, использует одеяние, которое
было подарено именно ему. Редко, [когда он использует] то,
которое не было подарено именно ему. Как правило, он ест еду,
которая была подарена именно ему. Редко, [когда он ест] ту,
что не была подарена именно ему. Как правило, он использует
жилище, которое было подарено именно ему. Редко, [когда он
использует] то, которое не было подарено именно ему. Как правило,
он использует лекарства и обеспечение для больных, которые
были подарены именно ему. Редко, [когда он использует] те,
которые не были подарены именно ему. Его товарищи-монахи,
с которыми он вместе живёт, как правило, ведут себя приятым
образом по отношению к нему посредством телесных действий,
словесных или умственных. Редко, [когда они ведут себя] неприятным
образом. Они обычно дарят ему приятное. Редко, [когда они
дарят ему] неприятное.
[В
нём редко возникают] неудобства, происходящие из желчи, слизи,
ветра или их комбинации; неудобства из-за изменения климата;
неудобства, вызванные небрежным поведением; неудобства, вызванные
нападениями; неудобства, возникшие в результате [созревания]
каммы. Всё это возникает в нём нечасто. Он редко болеет.
Он
обретает по желанию, без труда и сложностей, четыре джханы,
что составляют высший ум и являются приятным пребыванием в
этой самой жизни. За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений]
он здесь и сейчас входит в незапятнанное освобождение ума,
освобождение мудростью и пребывает в них, реализовав эти состояния
для себя посредством прямого знания. Вот каким образом этот
человек является изысканным отшельником среди отшельников.
Если,
монахи, кто-либо мог бы правдиво сказать о ком-либо: «Он –
изысканный отшельник среди отшельников», то он мог бы сказать
так в точности обо мне. Ведь, как правило, я использую одеяние,
которое было подарено именно мне… ем еду… использую жилище…
использую лекарства… Редко, [когда я использую] те, которые
не были подарены именно мне.
Те
монахи, с которыми я вместе живу, как правило, ведут себя
приятым образом по отношению ко мне посредством телесных действий,
словесных или умственных. Редко, [когда они ведут себя] неприятным
образом. Они обычно дарят мне приятное. Редко, [когда они
дарят мне] неприятное.
[Во
мне редко возникают] неудобства, происходящие из желчи… из-за
изменения климата… вызванные небрежным поведением… нападениями…
возникшие в результате [созревания] каммы. Всё это возникает
во мне нечасто. Я редко болею.
Я
обретаю по желанию, без труда и сложностей, четыре джханы,
что составляют высший ум и являются приятным пребыванием в
этой самой жизни. За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений]
я здесь и сейчас вхожу в незапятнанное освобождение ума, освобождение
мудростью и пребываю в них, реализовав эти состояния для себя
посредством прямого знания. Если, монахи, кто-либо мог бы
правдиво сказать о ком-либо: «Он – изысканный отшельник среди
отшельников», то он мог бы сказать так в точности обо мне.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».