[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть четыре типа личностей, существующих в
мире. Какие четыре?
* Тот, кто
направляется из тьмы во тьму;
*
Тот, кто направляется из тьмы к свету;
*
Тот, кто направляется из света во тьму;
*
Тот, кто направляется из света к свету.
(1) И какова, монахи, личность, что направляется из тьмы во
тьму? Вот некий человек родился в низшей семьей – семье чандал,
работников по бамбуку, охотников, изготовителей повозок, собирателей
цветов – в бедной семье, в которой мало еды и питья, которая
трудно живёт, в которой еда и одежда добываются с трудом.
И он безобразен, некрасив, уродлив, [одолеваем] хроническими
болезнями – плохо видит, калека, хромой или парализованный.
Он не тот, кто получает еду, напитки, одежду и средства передвижения;
гирлянды, благовония, мази; постели, жилища и лампы. Он совершает
проступки телом, речью, умом. Сделав так, с распадом тела,
после смерти, он перерождается в состоянии лишений, в несчастливом
уделе, в нижних мирах, [даже] в аду. Вот каким образом эта
личность – это тот, кто направляется из тьмы во тьму.
(2)
И какова личность, что направляется из тьмы к свету? Вот некий
человек родился в низшей семье… не тот, кто получает еду,
напитки… жилища и лампы. Он совершает благие поступки телом,
речью, умом. Сделав так, c распадом тела, после смерти, он
перерождается в счастливом уделе, в небесном мире. Вот каким
образом эта личность – это тот, кто направляется из тьмы к
свету.
(3)
И какова личность, что направляется из света во тьму? Вот
некий человек родился в высшей семье – зажиточной семье кхаттиев,
зажиточной семье брахманов, зажиточной семье домохозяев –
с большим богатством и имуществом, с запасами золота и серебра,
с большими владениями и сбережениями, с обилием ценностей
и зерна. И он красив, привлекателен, изящен, наделён величайшей
внешней красотой. Он получает еду, напитки, одежду и средства
передвижения, гирлянды, благовония, мази, постели, жилища
и лампы. Он совершает проступки телом, речью, умом. Сделав
так, с распадом тела, после смерти, он перерождается в состоянии
лишений, в несчастливом уделе, в нижних мирах, [даже] в аду.
Вот каким образом эта личность – это тот, кто направляется
из света во тьму.
(4)
И какова личность, что направляется из света к свету? Вот
некий человек родился в высшей семье… получает еду… жилища
и лампы. Он совершает благие поступки телом, речью, умом.
Сделав так, c распадом тела, после смерти, он перерождается
в счастливом уделе, в небесном мире. Вот каким образом эта
личность – это тот, кто направляется из света к свету.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».