И
тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному,
поклонился ему и сел рядом. Благословенный сказал ему:
«Домохозяин,
существуют эти четыре вида счастья, зависящих от времени и
случая, которых может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными
удовольствиями. Какие четыре?
* счастье
владения,
*
счастье наслаждения,
*
счастье свободы от долгов,
*
счастье отсутствия порицания.
(1) И что такое, домохозяин, счастье владения? Бывает так,
что представитель клана обрёл богатство усердным старанием,
накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно
добытое праведное богатство. Когда он рассуждает: „Я обрёл
[это] богатство усердным старанием… праведное богатство“,
он переживает счастье и радость. Это называется счастьем владения.
(2)
И что такое счастье наслаждения? Вот, имея богатство, обретённое
усердным старанием, накопленное силой собственных рук, заработанное
потом и кровью – праведно добытое праведное богатство, представитель
клана наслаждается [этим] своим богатством и совершает
деяния, приносящие заслуги. Когда он рассуждает: «Имея богатство…
я наслаждаюсь [этим] своим богатством и совершаю деяния, приносящие
заслуги», он переживает счастье и радость. Это называется
счастьем наслаждения.
(3)
И что такое счастье свободы от долгов? Вот у домохозяина нет
долгов по отношению к кому-либо – больших или малых. Когда
он рассуждает: „У меня нет долгов по отношению к кому-либо
– больших или малых“, он переживает счастье и радость. Это
называется счастьем свободы от долгов.
(4)
И что такое счастье отсутствия порицания? Вот, домохозяин,
благородный ученик наделён безукоризненным телесным, словесным
и умственным действием. Когда он думает: „Я наделён безукоризненным
телесным, словесным и умственным действием“, он переживает
счастье и радость. Это называется счастьем отсутствия порицания.
Таковы
четыре вида счастья, зависящих от времени и случая, которых
может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными удовольствиями».
[И далее он добавил]:
««Когда познал ты счастье от отсутствия долгов,
То стоит вспомнить счастье от владения.
И наслаждаясь счастьем наслаждения,
Всё видит смертный мудростью своею.
Мудрец, который видит вещи ясно,
Два вида счастья [ясно] познаёт1.
Одной шестнадцатой ведь первое не стоит
Блаженства от отсутствия упрёков».