[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире есть эти четыре типа личностей. Какие
четыре?
* Тот, кто
знает мало и не берётся за то, что уже знает.
*
Тот, кто знает мало и берётся за то, что уже знает.
*
Тот, кто знает много и не берётся за то, что уже знает.
*
Тот, кто знает много и берётся за то, что уже знает.
(1) И каким образом человек является тем, кто знает мало и
не берётся за то, что уже знает? Вот некий человек мало изучал
лекции, стихи и прозу, описания, строфы, вдохновенные изречения,
цитаты, истории рождения, чудесные случаи, вопросы и ответы.
Он не понимает смысла того, что выучил. Он не понимает Дхаммы.
Он не практикует в соответствии с Дхаммой. Вот каким образом
человек является тем, кто знает мало и не берётся за то, что
уже знает.
(2) И
каким образом человек является тем, кто знает мало и берётся
за то, что уже знает? Вот некий человек мало изучал лекции…
вопросы и ответы. Поняв смысл того, что он выучил, и поняв
Дхамму, он практикует в соответствии с Дхаммой. Вот каким
образом человек является тем, кто знает мало и берётся за
то, что уже знает.
(3) И
каким образом человек является тем, кто знает много и не берётся
за то, что уже знает? Вот некий человек изучал много – лекции…
вопросы и ответы. Он не понимает смысла того, что выучил.
Он не понимает Дхаммы. Он не практикует в соответствии с Дхаммой.
Вот каким образом человек является тем, кто изучал много и
не берётся за то, что уже знает.
(4) И
каким образом человек является тем, кто знает много и берётся
за то, что уже знает? Вот некий человек изучал много – лекции…
вопросы и ответы. Поняв смысл того, что он выучил, и поняв
Дхамму, он практикует в соответствии с Дхаммой. Вот каким
образом человек является тем, кто изучал много и берётся за
то, что уже знает.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей в мире». [И далее он добавил]:
«Коль мало знает он
И в нравственности не укоренён,
То порицают его сразу за две вещи:
За [слабость] в нравственности, [слабость] в изучении.
Коль мало знает он,
Но в нравственности утверждён,
За нравственность тогда его похвалят,
[Ведь в этом] изучение достигло своей цели.
Коль много знает он
И в нравственности не укоренён,
То за безнравственность его тогда покритикуют,
[Ведь в этом] изучение плодов не принесло.
Коль много знает он
И в нравственности утверждён,
Его похвалят сразу за две вещи:
За нравственность, как и за изучение.
И когда высоко учёный Будды ученик,
Мудростью обладает и эксперт по Дхамме,
Точно монета из горы чистого злата,
То кто посмеет порицать его?
Ведь даже дэвы хвалят такового,
И даже Брахмой прославляем он».