[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире есть эти четыре типа личностей. Какие
четыре?
* Тот, кто
идёт по течению,
*
Тот, кто идёт против течения,
*
Тот, кто внутренне устойчив.
*
Тот, кто пересёк и вышел за пределы, брахман, стоящий на твёрдой
земле.
(1) И кто идёт по течению? Вот некий человек потакает чувственным
удовольствиям или же совершает плохие поступки. Такой зовётся
тем, кто идёт по течению.
(2) И
кто идёт против течения? Вот некий человек не потакает чувственным
удовольствиям и не совершает плохих поступков. Даже с болью
и унынием, с лицом полным слёз, он ведёт полную и чистую святую
жизнь. Такой зовётся тем, кто идёт против течения.
(3) И
кто внутренне устойчив? Вот, с уничтожением пяти нижних оков,
некий человек переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей],
где и достигнет окончательной ниббаны, более не возвращаясь
из того мира [обратно в этот]. Такой зовётся тем, кто внутренне
устойчив.
(4) И
кто пересёк и вышел за пределы, брахман, стоящий на твёрдой
земле? Вот за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений],
прямо в этой самой жизни некий человек входит и пребывает
в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью,
напрямую зная и проявляя это для себя самостоятельно. Такой
зовётся тем, кто пересёк и вышел за пределы, брахман, стоящий
на твёрдой земле.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей в мире». [И далее он добавил]:
«Тот, кто не может в наслаждении чувств себя сдержать,
Кто жажды не лишён, и в чувств усладе получает наслаждение,
Тот каждый раз идёт к рождению, старению,
Погружён в жажду, по течению он идёт.
Вот почему мудрец, осознанность укоренив,
Не поддаётся наслаждению чувств, как и плохим поступкам.
И даже через боль усладу чувств он оставляет –
Зовут его тем, кто против течения идёт.
Тот, кто пятёрку загрязнений смог оставить,
Осуществивший [это] ученик назад уж не придёт.
Он овладения умом достиг, и в качествах он собран.
Зовут его тем, внутренне устойчив кто.
Тот, кто смог низшее и высшее постигнуть,
Кто это сжёг, что этого уж больше нет:
Мудрец, проживший целиком всю жизнь святую,
Тот, кто дойти сумел до окончания мира,
Зовётся тем, кто вышел за пределы».