Однажды
Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И когда наступила глубокая ночь, молодой дэва
Рохитасса, [обладающий] поразительной красотой, освещая всю
рощу Джеты, подошёл к Благословенному. Подойдя, он поклонился
Благословенному, встал рядом и сказал:
«Господин,
существует ли возможность посредством передвижения познать,
увидеть или дойти до края мира, где [существо] не рождается,
не стареет, не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается?»
«Что касается
края мира, друг, где [существо] не рождается, не стареет,
не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается – я утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения».
«Удивительно,
Господин! Поразительно, господин! Как хорошо сказал Благословенный:
«Что касается края мира, друг, где [существо] не рождается,
не стареет, не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается – я утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения».
Когда-то
в прошлом, Господин, я был провидцем по имени Рохитасса, сыном
Бходжи, и обладал сверхъестественной силой, мог странствовать
сквозь небеса. Я обладал такой скоростью, Господин, что мог
перемещаться так же быстро, как если бы лучник с мощным луком – обученный, ловкий, натренированный, опытный – мог бы без
труда выпустить по тени банановой пальмы лёгкую стрелу. Мой
шаг был таким [огромным], Господин, что, казалось, он покрывал
[всё расстояние] от восточного океана до западного океана.
И затем, Господин, желание возникло во мне: «Я доберусь до
края мира посредством передвижения». Обладая такой скоростью
и таким шагом, имея срок жизни в сотню лет, живя в течение
сотни лет, я передвигался в течение ста лет, если не считать
остановок на то, чтобы поесть, попить, пообедать и перекусить,
помочиться и испражниться, поспать и снять усталость. И всё
же, я умер по пути, так и не достигнув края мира.
Удивительно,
Господин! Поразительно, господин! Как хорошо сказал Благословенный:
«Что касается края мира, друг, где [существо] не рождается,
не стареет, не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается – я утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения».
«Что касается
края мира, друг, где [существо] не рождается, не стареет,
не умирает, не испускает последний вздох, не перерождается – я утверждаю, что такового [края мира] нельзя познать, увидеть
или достичь посредством передвижения. И всё же, друг, я [также]
утверждаю, что, не дойдя до края мира, нельзя положить конец
страданиям. Друг, именно в этом самом теле, длиной [почти
что] в сажень, наделённом восприятием и сознанием, я провозглашаю
(1) мир, (2) источник мира, (3) прекращение мира (4) и путь,
ведущий к прекращению мира». [И далее Благословенный добавил]:
«И не дойти до края мира
За счёт передвижения [по миру],
Но всё же, не дойдя до края мира,
Нельзя освободиться от страданий.
Поэтому, мудрец, который знает мир,
Достигший края мира, жизнь святую прожил,
Познав мира конец, в покое пребывает,
Не жаждет ни того и ни другого мира он».