[Благословенный
сказал]: «Монахи, про монаха, который рассеял личностные истины,
всецело оставил поиски, и успокоил телесные формации, говорится,
что он отступил.
(1) И
как монах рассеял личностные истины? Вот, любые заурядные
личностные истины, которых придерживаются заурядные жрецы
и отшельники – как то:
* «Мир вечен»
или «Мир не вечен»,
*
«Мир ограничен» или «Мир безграничен»,
*
«Душа и тело – это одно и то же» или «Душа это одно, а тело
– иное»,
*
«Татхагата существует после смерти»,
*
«Татхагата не существует после смерти»,
*
«Татхагата и существует, и не существует после смерти»,
*
«Татхагата ни существует, ни не существует после смерти»,
– монах оставил и рассеял их все, отказался от них, отверг
их, отпустил их, отбросил и избавился от них. Вот как монах
рассеял личностные истины.
(2) И
как монах всецело оставил поиски? Вот монах отбросил поиски
чувственных удовольствий, поиски существования, и ослабил
поиски святой жизни. Вот как монах всецело оставил поиски.
(3)
И как монах успокоил телесные формации? Вот, с оставлением
удовольствия и боли – как и с предшествующим угасанием радости
и недовольства – монах входит и пребывает в четвёртой джхане:
[он пребывает] в чистейшей осознанности, [очищенной] невозмутимостью,
в ни-удовольствии-ни-боли. Вот как монах успокоил телесные
формации1.
(4) И
как монах отступил? Вот монах отбросил самомнение «я», срезал
его под корень, сделал подобным обрубку пальмы так, что оно
более не возникнет в будущем. Вот как монах отступил.
Монахи,
про монаха, который рассеял личностные истины, всецело оставил
поиски, и успокоил телесные формации, говорится, что он отступил».
[И далее он добавил]:
«Есть поиск чувственных услад,
Как есть существования поиск,
Жизни духовной поиск есть.
Хватание есть «Вот – истина»,
Воззрения есть как опухоль.
Тот, отлучён от страсти кто,
Освобождён в уничтожении жажды,
Такие поиски оставил,
Ну а воззрения искоренил.
Этот монах, осознанный, спокойный,
Тот, просветлён кто и непобеждён,
Сквозь самомнение сумев пробиться,
Зовётся тем, кто отступил».