[Благословенный
сказал]: «Монахи, монах, который обладает четырьмя качествами,
неспособен к упадку и находится рядом с ниббаной. Какими четырьмя?
Вот монах совершенен в нравственном поведении, охраняет двери
способностей [органов] чувств, соблюдает умеренность в еде и
предаётся бодрствованию.
(1)
И каким образом монах совершенен в нравственном поведении?
Вот монах нравственен. Он пребывает, сдерживая себя соблюдением
Патимоккхи, [будучи] совершенным в поведении и средствах,
видя опасность в мельчайшей оплошности. Возложив на себя правила
тренировки, он тренируется в них. Вот каким образом монах
совершенен в нравственном поведении.
(2)
И каким образом монах охраняет двери способностей [органов]
чувств? Вот, видя глазом форму, монах не цепляется за её образ
или черты. Ведь если он оставит способность глаза неохраняемой,
плохие, неблагие состояния алчности и грусти могут наводнить
его. Он практикует путь сдерживания, охраняет способность
глаза, предпринимает сдерживание способности глаза.
Слыша звук ухом…
Обоняя запах носом…
Пробуя вкус языком…
Касаясь осязаемой вещи телом…
Познавая умственный феномен умом, он не цепляется за его образ
или черты. Ведь если он оставит способность ума неохраняемой,
плохие, неблагие состояния алчности и грусти могут наводнить
его. Он практикует путь сдерживания, охраняет способность
ума, предпринимает сдерживание способности ума. Вот так, друг,
он охраняет двери способностей [органов] чувств.
(3)
И каким образом монах соблюдает умеренность в еде? Вот монах,
мудро осмысливая, употребляет пищу, собранную с подаяний,
не ради развлечений, не ради упоения, не ради физической красоты
и привлекательности, а просто ради стойкости и продолжительности
этого тела, чтобы устранить дискомфорт, [тем самым] поддержать
[ведение] святой жизни, осознавая: „Так я устраню старые чувства
[голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Я буду
здоровым, не буду [этим] порицаем, буду пребывать в облегчении“.
Вот каким образом монах соблюдает умеренность в еде.
(4)
И каким образом монах предаётся бодрствованию? Днём, во время
хождения вперёд и назад, монах очищает свой ум от тех состояний,
что создают препятствия. В первую стражу ночи, во время хождения
вперёд и назад, [а также во время] сидения он очищает свой
ум от тех состояний, что создают препятствия. В среднюю стражу
ночи ложится на правый бок в позе льва, положив одну ступню
на другую, осознанный и бдительный, предварительно сделав
в уме отметку, когда следует вставать. После подъёма, в третью
стражу ночи, по мере хождения вперёд и назад, [а также во
время] сидения он очищает свой ум от тех состояний, что создают
препятствия. Вот каким образом монах предаётся бодрствованию.
Монах,
который обладает этими четырьмя качествами, неспособен к упадку
и находится рядом с ниббаной». [И далее он добавил]:
«Он в нравственности утверждён
И в чувственных способностях он сдержан,
Умеренность в еде он соблюдает,
И предаётся бодрствованию он.
Когда старательным таким живёт монах,
Неутомимый [в этом деле] днём и ночью,
[Тогда], благие качества развив,
От подневольности спасения достигнет.
Довольный прилежанием монах,
В беспечности опасность [только] видит –
Отпасть [с пути святого] не способен
И близок [к достижению] ниббаны».