Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дутия урувела сутта: Урувела (II)
АН 4.22


редакция перевода: 17.07.2014
Перевод с английского: SV

источник:
"Anguttara Nikaya by Bodhi, p. 408"

лагословенный сказал]: «Монахи, однажды я пребывал в Урувеле на берегу реки Нераньджары у подножья пастушьего баньяна сразу после того, как стал полностью просветлённым. И тогда группа брахманов – старых, много проживших, отягощённых годами – подошла ко мне и обменялась со мной вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями они сели рядом и сказали мне: «Мы слышали так, Мастер Готама: «Отшельник Готама не выражает почтения тем брахманам, которые старые, пожилые, отягощённые годами, много прожившие, чьи дни подходят к концу. Он не встаёт перед ними и не предлагает им сиденья». И это действительно правда, что Мастер Готама не выражает почтения тем брахманам, которые старые, пожилые, отягощённые годами, много прожившие, чьи дни подходят к концу, не встаёт перед ними и не предлагает им сиденья. Не подобает так делать, Мастер Готама»1.
И тогда мысль пришла ко мне: «Эти почтенные не знают о том, кто является старцем, или же какие качества делают человека старцем. Пусть даже человек и стар – ему восемьдесят, девяносто, или сто лет от рождения – если он говорит в ненадлежащее время, лжёт, говорит бесполезное, говорит то, что противоречит Дхамме и Винае; если в ненадлежащее время он говорит пустые, необоснованные, беспорядочные, бесполезные слова, то тогда он считается глупым старцем.
Но пусть даже человек и молод, черноволос, наделён благословением молодости на первом этапе жизни – если он говорит истинное, говорит полезное, говорит по Дхамме и Винае, говорит в надлежащее время; если он в надлежащее время говорит слова, которые стоит запомнить, здравые, лаконичные, полезные, то тогда он считается мудрым старцем.
Монахи, эти четыре качества делают человека мудрым старцем. Какие четыре?
(1) Вот монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой, обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила тренировки, он тренируется в них.
(2) Далее, он много изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что он изучил. Те учения, что прекрасны в начале, прекрасны в середине, и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие идеально полную и чистую святую жизнь – таких учений он много изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал их в уме, и тщательно проникал в них воззрением.
(3) Он обретает без сложностей и проблем четыре джханы, что являются высшим умом и приятными пребываниями в этом самой жизни.
(4) За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] в этой самой жизни он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания.
Эти четыре качества делают человека старцем». [И далее он добавил]:

«Дурак с умом неугомонным
Болтает всюду без умолку,
Блуждает в мыслях он своих,
Учению плохому рад.
Воззрений держится плохих,
Неуважителен к другим –
Такого старцем не назвать.

Но в нравственности совершенен кто,
Учёный, видит что к чему,
В твёрдости факторах обуздан,
Значение мудростью увидеть может,
Кто вышел за пределы феноменов,
Кто не бесплоден, видит что к чему;

И кто рождение и смерть оставил,
И совершенен в жизни кто святой,
Того, в ком пятен больше нет –
Вот старцем величаю я кого.
С уничтожением пятен [загрязнений]
Монах [достоин, чтобы] называться старцем».



1 По заметке Дост. Бодхи, приписывание этого события к моменту, когда Будда только что достиг просветления, выглядит странным, ведь он ещё не стал известным учителем.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.