[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти четыре вещи, которые рождены. Какие
четыре?
* любовь,
рождённая из любви;
*
ненависть, рождённая из любви;
*
любовь, рождённая из ненависти;
*
ненависть, рождённая из ненависти.
(1) И каким образом, монахи, любовь рождена из любви? Вот
некий человек желанен, мил, приятен другому [человеку]. Другие
обращаются с этим человеком так, что это желанно, мило, приятно.
Мысль приходит к последнему: «Другие обращаются с этим человеком,
который желанен, мил, приятен мне, так, что это желанно, мило,
приятно». И он чувствует к ним любовь. Вот каким образом любовь
рождена из любви.
(2) И
каким образом ненависть рождена из любви? Вот некий человек
желанен, мил, приятен другому [человеку]. Другие обращаются
с этим человеком так, что это нежеланно, немило, неприятно.
Мысль приходит к последнему: «Другие обращаются с этим человеком,
который желанен, мил, приятен мне, так, что это нежеланно,
немило, неприятно». И он чувствует к ним ненависть. Вот каким
образом ненависть рождена из любви.
(3) И
каким образом любовь рождена из ненависти? Вот некий человек
нежеланен, немил, неприятен другому [человеку]. Другие обращаются
с этим человеком так, что это нежеланно, немило, неприятно.
Мысль приходит к последнему: «Другие обращаются с этим человеком,
который нежеланен, немил, неприятен мне, так, что это нежеланно,
немило, неприятно». И он чувствует к ним любовь. Вот каким
образом любовь рождена из ненависти.
(4) И
каким образом ненависть рождена из ненависти? Вот некий человек
нежеланен, немил, неприятен другому [человеку]. Другие обращаются
с этим человеком так, что это желанно, мило, приятно. Мысль
приходит к последнему: «Другие обращаются с этим человеком,
который нежеланен, немил, неприятен мне, так, что это желанно,
мило, приятно». И он чувствует к ним ненависть. Вот каким
образом ненависть рождена из ненависти.
Таковы
четыре вещи, которые рождены. Когда, будучи отстранённым от
чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний
[ума], монах входит и пребывает в первой джхане, то в этом
случае любовь, рождённая из любви, не существует в нём; ненависть,
рождённая из любви, не существует в нём; любовь, рождённая
из ненависти, не существует в нём; ненависть, рождённая из
ненависти, не существует в нём.
Когда
с угасанием направления и удержания монах входит [во вторую джхану] и пребывает во второй джхане… третьей… четвёртой джхане,
то в этом случае любовь, рождённая из любви, не существует
в нём; ненависть, рождённая из любви, не существует в нём;
любовь, рождённая из ненависти, не существует в нём; ненависть,
рождённая из ненависти, не существует в нём.
Когда
с уничтожением пятен [загрязнений ума] монах в этой самой
жизни входит в незапятнанное освобождение ума, освобождение мудростью, и пребывает в них, зная и проявляя эти состояния для
себя самостоятельно посредством прямого знания – то тогда
он отбросил любовь, рождённую из любви, срезал её под корень,
сделал подобной обрубку пальмы, уничтожил так, что она более
не сможет возникнуть в будущем. Он отбросил ненависть, рождённую
из любви… любовь, рождённую из ненависти… ненависть, рождённую
из ненависти, срезал её под корень, сделал подобной обрубку
пальмы, уничтожил так, что она более не сможет возникнуть
в будущем.
Такой
зовётся монахом, который ни подбирает, ни отталкивает, который
не дымит, не полыхает, и не продумывает.
И каким
образом монах подбирает? Вот монах считает, что
* «форма
– это «я», или что
*
«я» владеет формой, или что
*
«форма находится внутри «я», или что
*
«я» находится внутри формы».
Он считает, что чувство… восприятие… формации… сознание –
это «я», или что «я» владеет сознанием, или что «сознание
находится внутри «я», или что «я» находится в сознании. Вот
каким образом этот монах подбирает.
И как
монах не подбирает? Вот монах не считает, что «форма – это
«я», или что «я» владеет формой, или что «форма находится
внутри «я», или что «я» находится внутри формы». Он не считает,
что чувство… восприятие… формации… сознание – это «я», или
что «я» владеет сознанием, или что «сознание находится внутри
«я», или что «я» находится в сознании. Вот как этот монах
не подбирает.
И как
монах отталкивает? Вот монах оскорбляет того, кто оскорбил
его, ругает того, кто поругал его, спорит с тем, кто находит
против него аргумент [для спора]. Вот как этот монах отталкивает.
И как
монах не отталкивает? Вот монах не оскорбляет… не ругает…
не спорит… Вот каким образом этот монах не отталкивает.
И как
монах дымит? Когда есть [представление] «Я есть», то тогда
есть [представления] «Я таков», «Я лишь такой», «Я иной»,
«Я длящийся», «Я быстро исчезающий», «Я могу быть», «Я могу
быть таковым», «Я могут быть лишь таким», «Я могу быть иным»,
«Пусть я буду», «Пусть я буду таковым», «Пусть я буду лишь
таким», «Пусть я буду иным», «Я буду», «Я буду таковым», «Я
буду лишь таким», «Я буду иным». Вот как монах дымит.
И как
монах не дымит? Когда нет [представления]: «Я есть»… «Я буду
иным». Вот как монах не дымит.
И
как монах полыхает? Когда есть [представление] «Я есть из-за
этого»,
то тогда есть [представления] «Я таков из-за этого», «Я лишь
такой из-за этого», «Я иной из-за этого», «Я длящийся из-за
этого», «Я быстро исчезающий из-за этого», «Я могу быть из-за
этого», «Я могу быть таковым из-за этого», «Я могут быть лишь
таким из-за этого»,
«Я могу быть иным из-за этого», «Пусть я буду из-за этого»,
«Пусть я буду таковым из-за этого», «Пусть я буду лишь таким
из-за этого», «Пусть я буду иным из-за этого», «Я буду из-за
этого», «Я буду таковым из-за этого», «Я буду лишь таким из-за
этого», «Я буду иным из-за этого».
Вот как монах полыхает.
И как
монах не полыхает? Когда нет [представления] «Я есть из-за
этого»… «Я буду иным из-за этого». Вот как монах не полыхает.
И как
монах продумывает? Вот монах не отбросил самомнения «я», не
срезал его под корень, не сделал подобным обрубку пальмы,
не уничтожил так, что оно более не сможет возникнуть в будущем.
Вот как монах продумывает.
И как
монах не продумывает? Вот монах отбросил самомнение «я», срезал
его под корень, сделал подобным обрубку пальмы, уничтожил
так, что оно более не сможет возникнуть в будущем. Вот как
монах не продумывает».