Танха
сутта: Жажда
АН 4.199
|
|
редакция
перевода: 19.09.2014
Перевод с английского: SV
источник:
"Anguttara
Nikaya by Bodhi, p. 586"
|
|
[Благословенный
сказал]: «Монахи, я дам вам учение о жажде – (1) ловце, (2)
текучей, (3) вездесущей, (4) липкой1 – которой мир окутан и обёрнут, запутан как моток пряжи, будто
спутанный клубок ниток, будто переплетённый тростник и камыш,
и он не может выйти за пределы состояний лишений, плохих уделов,
нижних миров, сансары. Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Да, Учитель» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«И что
такое, монахи, жажда – ловец, текучая… за пределы состояний
лишений, плохих уделов, нижних миров, сансары? Есть, монахи,
восемнадцать течений жажды, относящихся к внутреннему, и восемнадцать
течений жажды, относящихся к внешнему.
И каковы
восемнадцать течений жажды, относящихся к внутреннему? Когда
есть [представление] «Я есть», то тогда есть [представления]
«Я таков», «Я лишь такой», «Я иной», «Я длящийся», «Я быстро
исчезающий», «Я могу быть», «Я могу быть таковым», «Я могут
быть лишь таким», «Я могу быть иным», «Пусть я буду», «Пусть
я буду таковым», «Пусть я буду лишь таким», «Пусть я буду
иным», «Я буду», «Я буду таковым», «Я буду лишь таким», «Я
буду иным». Таковы восемнадцать течений жажды, относящихся
к внутреннему.
И
каковы восемнадцать течений жажды, относящихся к внешнему?2
Когда есть [представление] «Я есть из-за этого»3,
то тогда есть [представления] «Я таков из-за этого», «Я лишь
такой из-за этого», «Я иной из-за этого», «Я длящийся из-за
этого», «Я быстро исчезающий из-за этого», «Я могу быть из-за
этого», «Я могу быть таковым из-за этого», «Я могут быть лишь
таким из-за этого»,
«Я могу быть иным из-за этого», «Пусть я буду из-за этого»,
«Пусть я буду таковым из-за этого», «Пусть я буду лишь таким
из-за этого», «Пусть я буду иным из-за этого», «Я буду из-за
этого», «Я буду таковым из-за этого», «Я буду лишь таким из-за
этого», «Я буду иным из-за этого». Таковы восемнадцать течений
жажды, относящихся к внешнему.
Таким
образом, есть эти восемнадцать течений жажды, относящихся
к внутреннему, и восемнадцать течений жажды, относящихся к
внешнему. Они называются «тридцать шесть течений жажды». Есть
тридцать шесть таких течений жажды, относящихся к прошлому,
тридцать шесть таких течений жажды, относящихся к будущему,
и тридцать шесть таких течений жажды, относящихся к настоящему.
Таким образом, есть сто восемь течений жажды.
Такова,
монахи, эта жажда – ловец, текучая, вездесущая, липкая – которой
мир окутан и обёрнут, запутан как моток пряжи, будто спутанный
клубок ниток, будто переплетённый тростник и камыш, и он не
может выйти за пределы состояний лишений, плохих уделов, нижних
миров, сансары».
|
↑
|
1 |
Комментарий:
"Жажда называется "ловцом" (джалини), потому
что она похожа на сеть. Точно также, как сеть плотно сшита
и тщательно переплетена, точно также и жажда. Или же она называется
"ловцом", потому что является сетью, которая накинута
на три мира существования. Она текучая (сарита), потому что
растекается и разбегается здесь и там. Она вездесуща (висата),
потому что она [всюду] разбросана и распылена. И она липкая
(висаттика), потому что она прилипает, присоединяется, прицепляется
здесь и там". |
↑
|
2 |
Комментарий
поясняет, что "внутреннее" означает собственные
пять совокупностей существа. Внешнее – пять внешних совокупностей. |
↑
|
3 |
Комментарий
поясняет: "из-за этого" (имина), т.е. "из-за
этой формы… сознания". По заметке Дост. Бодхи, трактовка
Комментария вызывает сомнения, и, возможно, следует понимать
это иначе. Например так: "из-за Бога-творца", "из-за
первичной материи", "из-за случайности или необходимости"
и т.д. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|