Однажды
ы Благословенный проживал в Весали, в Великом лесу, в Зале С
Остроконечной Крышей. И тогда Салха из клана Личчхави и Абхая
из клана Личчхави подошли к Благословенному, поклонились ему
и сели рядом. Затем Салха из клана Личчхави сказал Благословенному:
«Уважаемый,
есть некие жрецы и отшельники, которые провозглашают пересечение
наводнения посредством двух вещей: за счёт очищения нравственного
поведения и за счёт аскезы и отвращения. Что Благословенный
скажет на это?»
«Я
утверждаю, Салха, что очищение нравственного поведения является
одним из факторов отшельничества. Но те жрецы и отшельники,
которые пропагандируют аскезу и отвращение, которые считают
аскезу и отвращение сутью, которые твёрдо держатся за аскезу
и отвращение, неспособны пересечь наводнение. А также те жрецы
и отшельники, чьё телесное, словесное и умственное поведение
нечистое, чьи средства к жизни нечистые, неспособны [достичь]
знания и видения, непревзойдённого просветления.
Представь,
Салха, как если бы человек, желающий пересечь реку, взял острый
топор и вошёл в рощу. Там он увидел бы большой росток салового
дерева – прямой, свежий, без плодоносящей сердцевины. Он бы
срезалего под корень, отрезал верхушку, очистил от ветвей
и листвы, обтесал топорами, затем обтесал тесаками, поскоблил
рубанком, отполировал каменным шаром и отправился пересекать
реку. Как ты думаешь, Салха? Мог бы этот человек пересечь
реку?»
«Нет,
уважаемый. И почему? Ведь, несмотря на то что этот росток
салового дерева был тщательно подготовлен снаружи, он не был
вычищен изнутри. Можно ожидать того, что этот росток салового
дерева утонет и человек повстречает беду и несчастье».
«Точно
так же, Салха, те жрецы и отшельники, которые пропагандируют
аскезу и отвращение, которые считают аскезу и отвращение сутью,
которые твёрдо держатся за аскезу и отвращение, неспособны
пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники, чьё телесное,
словесное и умственное поведение нечистое, чьи средства к
жизни нечистые, неспособны [достичь] знания и видения, непревзойдённого
просветления.
Но,
Салха, те жрецы и отшельники, которые не пропагандируют аскезу
и отвращение, которые не считают аскезу и отвращение сутью,
которые не держатся твёрдо за аскезу и отвращение, способны
пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники, чьё телесное,
словесное и умственное поведение чистое, чьи средства к жизни
чистые, способны [достичь] знания и видения, непревзойдённого
просветления.
Представь,
Салха, как если бы человек, желающий пересечь реку, взял острый
топор и вошёл в рощу. Там он увидел бы большой росток салового
дерева – прямой, свежий, без плодоносящей сердцевины. Он бы
срезал его под корень, отрезал верхушку, очистил от ветвей
и листвы, обтесал топорами, затем далее обтесал тесаками,
поскоблил рубанком, отполировал каменным шаром и превратил
его в лодку. Затем он снабдил бы его вёслами и рулём и отправился
пересекать реку. Как ты думаешь, Салха? Мог бы этот человек
пересечь реку?»
«Да,
уважаемый. И почему? Ведь этот росток салового дерева был
тщательно подготовлен снаружи, хорошо вычищен изнутри, превращён
в лодку, снабжён вёслами и рулём. Можно ожидать того, что
этот росток салового дерева не утонет и человек в сохранности
доберётся до другого берега».
(1)
«Точно так же, Салха, те жрецы и отшельники, которые не пропагандируют
аскезу и отвращение, которые не считают аскезу и отвращение
сутью, которые не держатся твёрдо за аскезу и отвращение,
способны пересечь наводнение. А также те жрецы и отшельники,
чьё телесное, словесное и умственное поведение чистое, чьи
средства к жизни чистые, способны [достичь] знания и видения,
непревзойдённого просветления.
Даже
если воин знает множество трюков, которые можно выполнить
с помощью стрел, только если он наделён тремя качествами,
он достоин царя, является принадлежностью царя, считается
одним из факторов царствования. Какими тремя? Он стрелок на
дальние расстояния, меткий стрелок, и он тот, кто раскалывает
большое тело.
(2)
Подобно тому, как воин является стрелком на дальние расстояния,
так и благородный ученик обладает правильным сосредоточением.
Любую материальную форму – прошлую, будущую или настоящую,
внутреннюю или внешнюю, грубую или утончённую, посредственную
или превосходную, далёкую или близкую – всякую материальную
форму благородный ученик [с помощью] правильного сосредоточения
видит правильной мудростью в соответствии с действительностью:
„Это не моё. Я не таков. Это не моё ‘я’“.
Любое чувство…
Любое восприятие…
Любые формации [ума]…
Любое сознание – прошлое, настоящее, будущее, внутреннее или
внешнее, грубое или утончённое, посредственное или превосходное,
далёкое или близкое – всякое сознание благородный ученик [с
помощью] правильного сосредоточения видит правильной мудростью
в соответствии с действительностью: „Это не моё. Я не таков.
Это не моё ‘я’“.
(3)
Подобно тому как воин является метким стрелком, точно так
же благородный ученик имеет правильное воззрение. С помощью
правильного воззрения благородный ученик понимает в соответствии
с действительностью: „Это – страдание“. Он понимает в соответствии
с действительностью: „Это – происхождение страдания“… „Это – прекращение страдания“… „Это – путь, ведущий к прекращению
страдания“.
(4)
Подобно тому как воин раскалывает большое тело, точно так
же благородный ученик обладает правильным освобождением. С
помощью правильного освобождения благородный ученик раскалывает
огромную массу неведения».