[Благословенный
сказал]: «Монахи, когда кто-либо последовал за учениями ухом1,
устно декламировал их [вслух по памяти], исследовал их умом,
и хорошо проникал в них воззрением, то [в отношении него] можно
ожидать четырёх видов благ. Каких четырёх?
(1) Вот
монах осваивает Дхамму: лекции, стихи и прозу, описания, строфы,
вдохновенные изречения, цитаты, истории рождения, чудесные
случаи, вопросы и ответы. Он последовал за учениями ухом,
устно декламировал их [вслух по памяти], исследовал их умом,
и хорошо проникал в них воззрением.
Он
умирает с замутнённым умом и перерождается среди некоей группы
дэвов. Там счастливые2
декламируют для него отрывки Дхаммы. Воспоминания возникают
в нём медленно, но затем это существо быстро достигает отличия.
Таково первое благо, которого можно ожидать, когда кто-либо
последовал за учениями ухом, устно декламировал их [вслух
по памяти], исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
(2) Далее,
монах осваивает Дхамму: лекции… вопросы и ответы. Он последовал
за учениями ухом, устно декламировал их [вслух по памяти],
исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
Он умирает
с замутнённым умом и перерождается среди некоей группы дэвов.
Там счастливые не декламируют для него отрывки Дхаммы, но
монах, обладающий сверхъестественной силой, достигший владычества
над своим умом, [проявившись в этом мире], обучает Дхамме
собрание дэвов. Мысль приходит к нему: «Это Дхамма и Виная,
в которых прежде я вёл святую жизнь».
Воспоминания
возникают в нём медленно, но затем это существо быстро достигает
отличия. Представьте человека, умелого в извлечении звука
с помощью литавр. Идя по дороге, он мог бы услышать звук литавры
и вовсе не пребывал бы в сомнениях и неуверенности в отношении
[происхождения] этого звука. Но, наоборот, он бы сделал вывод:
«Это звучание литавр». Точно также, воспоминания возникают
в нём медленно, но затем это существо быстро достигает отличия.
Таково второе благо, которого можно ожидать, когда кто-либо
последовал за учениями ухом, устно декламировал их [вслух
по памяти], исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
(3) Далее,
монах осваивает Дхамму: лекции… вопросы и ответы. Он последовал
за учениями ухом, устно декламировал их [вслух по памяти],
исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
Он умирает
с замутнённым умом и перерождается среди некоей группы дэвов.
Там счастливые не декламируют для него отрывки Дхаммы, и монах,
обладающий сверхъестественной силой, достигший владычества
над своим умом, не обучает Дхамме собрание дэвов. Однако,
молодой дэва обучает Дхамме собрание дэвов. Мысль приходит
к нему: «Это Дхамма и Виная, в которых прежде я вёл святую
жизнь».
Воспоминания
возникают в нём медленно, но затем это существо быстро достигает
отличия. Представьте человека, умелого в извлечении звука
с помощью горна из морской раковины. Идя по дороге, он мог
бы услышать звук горна из морской раковины и вовсе не пребывал
бы в сомнениях и неуверенности в отношении [происхождения]
этого звука. Но, наоборот, он бы сделал вывод: «Это звучание
горна из морской раковины». Точно также, воспоминания возникают
в нём медленно, но затем это существо быстро достигает отличия.
Таково третье благо, которого можно ожидать, когда кто-либо
последовал за учениями ухом, устно декламировал их [вслух
по памяти], исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
(4) Далее,
монах осваивает Дхамму: лекции… вопросы и ответы. Он последовал
за учениями ухом, устно декламировал их [вслух по памяти],
исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
Он умирает с замутнённым умом и перерождается среди некоей
группы дэвов. Там счастливые не декламируют для него отрывки
Дхаммы, и монах, обладающий сверхъестественной силой, достигший
владычества над своим умом, не обучает Дхамме собрание дэвов,
и молодой дэва не обучает Дхамме собрание дэвов. Однако, одно
существо, которое [там] переродилось спонтанно, напоминает
другому, которое [тоже там] переродилось спонтанно: «Помнишь,
почтенный? Помнишь ли ты, где мы ранее вели святую жизнь?»
Другой говорит: «Я помню, почтенный. Я помню».
Воспоминания
возникают в нём медленно, но затем это существо быстро достигает
отличия. Представьте двух друзей, которые, [будучи детьми],
игрались бы в грязи. И потом, во [взрослой] жизни, они бы
случайно встретились. Тогда один друг сказал бы другому: «Ты
помнишь это, друг? Ты помнишь это, друг?» А другой бы сказал:
«Я помню, друг, я помню». Точно также, воспоминания возникают
в нём медленно, но затем это существо быстро достигает отличия.
Таково четвёртое благо, которого можно ожидать, когда кто-либо
последовал за учениями ухом, устно декламировал их [вслух
по памяти], исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением.
Таковы
четыре блага, которых можно ожидать, когда кто-либо последовал
за учениями ухом, устно декламировал их [вслух по памяти],
исследовал их умом, и хорошо проникал в них воззрением».