Однажды
Благословенный пребывал в Бхоганагаре возле Святилища Ананды.
Там Благословенный обратился к монахам: «Монахи!»
«Учитель!» – отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
я научу вас этим четырём великим отношениям. Слушайте внимательно,
я буду говорить».
«Да, Учитель» – отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«И каковы,
монахи, четыре великих отношения?
(1)
Вот, монахи, монах может сказать: «В присутствии Благословенного
я слышал так, в его присутствии я выучил так: «Это – Дхамма.
Это – Виная. Это – учение Учителя». Утверждение этого монаха
не нужно ни одобрять, ни отвергать. Не одобряя и не отвергая
его, вам следует тщательно заучить те слова и фразы, а затем
проверить, есть ли они в лекциях, и поискать их в Винае1.
Если, после того как вы проверите, есть ли они в лекциях,
и поищете их Винае, [вы обнаружите], что их нет в лекциях
и их не найти в Винае, то вам следует сделать вывод: «Вне
сомнений, это не слово Благословенного, Араханта, Полностью
Просветлённого. Это было плохо заучено этим монахом». Поэтому
вам следует отбросить это.
Но монах
может сказать: «В присутствии Благословенного я слышал так…»
Если, после того как вы проверите, есть ли они в лекциях,
и поищете их Винае, [вы обнаружите], что они есть в лекциях
и их можно найти в Винае, то вам следует сделать вывод: «Вне
сомнений, это слово Благословенного, Араханта, Полностью Просветлённого.
Это было хорошо заучено этим монахом». Вам нужно запомнить
это первое великое отношение.
(2) Затем
монах может сказать: «В такой-то и такой-то области проживает
Сангха со старцами и известными монахами. В присутствии той
Сангхи я слышал так, в её присутствии я выучил так: «Это – Дхамма. Это – Виная. Это – учение Учителя». Утверждение этого
монаха не нужно ни одобрять, ни отвергать. Не одобряя и не
отвергая его, вам следует тщательно заучить те слова и фразы,
а затем проверить, есть ли они в лекциях, и поискать их в
Винае. Если, после того как вы проверите, есть ли они в лекциях,
и поищете их Винае, [вы обнаружите], что их нет в лекциях
и их не найти в Винае, то вам следует сделать вывод: «Вне
сомнений, это не слово Благословенного, Араханта, Полностью
Просветлённого. Это было плохо заучено той Сангхой». Поэтому
вам следует отбросить это.
Но… Если,
после того как вы проверите, есть ли они в лекциях, и поищете
их Винае, [вы обнаружите], что они есть в лекциях и их можно
найти в Винае, то вам следует сделать вывод: «Вне сомнений,
это слово Благословенного, Араханта, Полностью Просветлённого.
Это было хорошо заучено той Сангхой». Вам нужно запомнить
это второе великое отношение.
(3) Затем
монах может сказать: «В такой-то и такой-то области проживают
несколько старших монахов, которые учёные, наследники наследия,
эксперты в Дхамме, эксперты в Винае, эксперты в основных положениях
[Дхаммы]. В присутствии тех старцев я слышал так, в их присутствии
я выучил так: «Это – Дхамма. Это – Виная. Это – учение Учителя».
Утверждение этого монаха не нужно ни одобрять, ни отвергать.
Не одобряя и не отвергая его, вам следует тщательно заучить
те слова и фразы, а затем проверить, есть ли они в лекциях,
и поискать их в Винае. Если, после того как вы проверите,
есть ли они в лекциях, и поищете их Винае, [вы обнаружите],
что их нет в лекциях и их не найти в Винае, то вам следует
сделать вывод: «Вне сомнений, это не слово Благословенного,
Араханта, Полностью Просветлённого. Это было плохо заучено
теми старцами». Поэтому вам следует отбросить это.
Но… Если,
после того как вы проверите, есть ли они в лекциях, и поищете
их Винае, [вы обнаружите], что они есть в лекциях и их можно
найти в Винае, то вам следует сделать вывод: «Вне сомнений,
это слово Благословенного, Араханта, Полностью Просветлённого.
Это было хорошо заучено теми старцами». Вам нужно запомнить
это третье великое отношение.
(4) Затем
монах может сказать: «В такой-то и такой-то области проживает
один старец, который учёный, наследник наследия, эксперт в
Дхамме, эксперт в Винае, эксперт в основных положениях [Дхаммы].
В присутствии этого старца я слышал так, в его присутствии
я выучил так: «Это – Дхамма. Это – Виная. Это – учение Учителя».
Утверждение этого монаха не нужно ни одобрять, ни отвергать.
Не одобряя и не отвергая его, вам следует тщательно заучить
те слова и фразы, а затем проверить, есть ли они в лекциях,
и поискать их в Винае. Если, после того как вы проверите,
есть ли они в лекциях, и поищете их Винае, [вы обнаружите],
что их нет в лекциях и их не найти в Винае, то вам следует
сделать вывод: «Вне сомнений, это не слово Благословенного,
Араханта, Полностью Просветлённого. Это было плохо заучено
тем старцем». Поэтому вам следует отбросить это.
Но… Если,
после того как вы проверите, есть ли они в лекциях, и поищете
их Винае, [вы обнаружите], что они есть в лекциях и их можно
найти в Винае, то вам следует сделать вывод: «Вне сомнений,
это слово Благословенного, Араханта, Полностью Просветлённого.
Это было хорошо заучено тем старцем». Вам нужно запомнить
это четвёртое великое отношение.
Таковы,
монахи, четыре великих отношения».