[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире есть эти четыре типа личностей. Каике
четыре?
(1)
Вот монах входит и пребывает в некоем умиротворённом освобождении
ума. Он берётся за прекращение личностного существования1.
По мере того как он поступает так, его ум не склоняется к
этому, не обретает уверенности, не становится устойчивым,
не фокусируется на этом. В отношении этого монаха нельзя ожидать,
что он достигнет прекращения личностного существования.
Представьте,
как если бы человек схватился за ветку, но его рука была бы
измазана смолой. Его рука бы прилипла к ней, приклеилась бы
к ней, привязалась к ней. Точно также, монах входит и пребывает
в некоем умиротворённом освобождении ума… В отношении этого
монаха нельзя ожидать, что он достигнет прекращения личностного
существования.
(2) Далее,
монах входит и пребывает в некоем умиротворённом освобождении
ума. Он берётся за прекращение личностного существования.
По мере того как он поступает так, его ум склоняется к этому,
обретает уверенность, становится устойчивым, фокусируется
на этом. В отношении этого монаха можно ожидать, что он достигнет
прекращения личностного существования.
Представьте,
как если бы человек схватился за ветку чистой рукой. Его рука
бы не прилипла к ней, не приклеилась бы к ней, не привязалась
к ней. Точно также, монах входит и пребывает в некоем умиротворённом
освобождении ума… В отношении этого монаха можно ожидать,
что он достигнет прекращения личностного существования.
(3) Далее,
монах входит и пребывает в некоем умиротворённом освобождении
ума. Он берётся за истребление невежества. По мере того как
он поступает так, его ум не склоняется к этому, не обретает
уверенности, не становится устойчивым, не фокусируется на
этом. В отношении этого монаха нельзя ожидать, что он достигнет
истребления невежества.
Представьте
себе водохранилище, которому много лет. Некий человек закрыл
бы впуски и открыл выпуски, и не пролилось бы достаточного
[количества] дождя. В этом случае нельзя было бы ожидать того,
что дамбы этого водохранилища разрушатся. Точно также, монах
входит и пребывает в некоем умиротворённом освобождении ума…
В отношении этого монаха нельзя ожидать, что он достигнет
истребления невежества.
(4) Далее,
монах входит и пребывает в некоем умиротворённом освобождении
ума. Он берётся за истребление невежества. По мере того как
он поступает так, его ум склоняется к этому, обретает уверенность,
становится устойчивым, фокусируется на этом. В отношении этого
монаха можно ожидать, что он достигнет истребления невежества.
Представьте
себе водохранилище, которому много лет. Некий человек открыл
бы впуски и закрыл выпуски, и пролилось бы достаточно дождя.
В этом случае можно было бы ожидать того, что дамбы этого
водохранилища разрушатся. Точно также, монах входит и пребывает
в некоем умиротворённом освобождении ума… В отношении этого
монаха можно ожидать, что он достигнет истребления невежества.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».