Однажды
Достопочтенный Ананда пребывал в Косамби в Парке Гхоситы. Там
Достопочтенный Ананда обратился к монахам: «Друзья монахи!»
«Друг!» – отвечали те монахи. Достопочтенный Ананда сказал:
«Друзья,
какой бы монах или монахиня ни объявили о достижении арахантства
в моём присутствии, [все они] сделали так [после того, как
практиковали] этими четырьмя путями или одним из них. Какими
четырьмя?
(1) Вот
монах развивает прозрение после успокоения. По мере того как
он развивает прозрение после успокоения, рождается путь. Он
преследует этот путь, развивает его, взращивает его. По мере
того как он преследует, развивает, взращивает этот путь, оковы
оставляются и скрытые склонности искореняются.
(2) Далее,
монах развивает успокоение после прозрения. По мере того как
он развивает успокоение после прозрения, рождается путь. Он
преследует этот путь… оковы оставляются и скрытые склонности
искореняются.
(3) Далее,
монах развивает успокоение и прозрение в связке. По мере того
как он развивает успокоение и прозрение в связке, рождается
путь. Он преследует этот путь… оковы оставляются и скрытые
склонности искореняются.
(4)
Далее, [бывает так, когда] ум монаха охвачен неугомонностью
в отношении Дхаммы1.
Но наступает момент, когда его ум становится внутренне устойчивым,
собранным, объединённым, и сосредоточенным. И тогда в нём
рождается путь. Он преследует этот путь, развивает его, взращивает
его. По мере того как он преследует, развивает, взращивает
этот путь, оковы оставляются и скрытые склонности искореняются.
Друзья,
какой бы монах или монахиня ни объявили о достижении арахантства
в моём присутствии, [все они] сделали так [после того, как
практиковали] этими четырьмя путями или одним из них».