[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире есть эти четыре типа личностей. Какие
четыре?
* Вот
некий человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни.
*
Другой человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела1.
*
Ещё другой человек достигает ниббаны без усилия в этой самой
жизни.
*
Ещё другой человек достигает ниббаны без усилия с распадом
тела.
(1) И как, монахи, человек достигает ниббаны с усилием в этой
самой жизни? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности
тела, воспринимая отвратительность еды, воспринимая не-восхищение
целым миром, созерцая непостоянство во всех обусловленных
феноменах. И в нём внутренне хорошо утверждено восприятие
смерти.
Он пребывает,
опираясь на эти пять сил ученика:
* силу веры,
*
силу стыда,
*
силу боязни совершить проступок,
*
силу усердия,
*
силу мудрости.
Эти пять качеств возникают в нём мощно:
* качество
веры,
*
качество усердия,
*
качество осознанности,
*
качество сосредоточения,
*
качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он достигает ниббаны
с усилием в этой самой жизни. Вот как человек достигает ниббаны
с усилием в этой самой жизни.
(2) И
как человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела? Вот
монах пребывает в созерцании непривлекательности… Он пребывает,
опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости.
Эти пять
качеств возникают в нём немощно: качество веры, качество усердия,
качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он достигает ниббаны
с усилием с распадом тела. Вот как человек достигает ниббаны
с усилием с распадом тела.
(3)
И как человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни?
Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], монах входит в первую джхану и пребывает [в первой джхане]… второй… третьей… четвёртой джхане…2
Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры…
мудрости.
Эти
пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, качество
усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество
мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он достигает
ниббаны без усилия в этой самой жизни. Вот как человек достигает
ниббаны без усилия в этой самой жизни3.
(4) И
как человек достигает ниббаны без усилия с распадом тела?
Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], монах входит в первую джхану и пребывает [в первой джхане]… второй… третьей… четвёртой джхане… Он пребывает, опираясь
на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости.
Эти пять
качеств возникают в нём немощно: качество веры, качество усердия,
качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он достигает ниббаны
без усилия с распадом тела.
Таковы
четыре типа личностей, существующих в мире».