[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть четыре вида практики. Какие четыре?
* Болезненная
практика с медленным прямым знанием.
*
Болезненная практика с быстрым прямым знанием.
*
Приятная практика с медленным прямым знанием.
*
Приятная практика с быстрым прямым знанием.
(1) И что такое, монахи, болезненная практика с медленным
прямым знанием? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности
тела, воспринимая отвратительность еды, воспринимая не-восхищение
целым миром, созерцая непостоянство во всех обусловленных
феноменах. И в нём внутренне хорошо утверждено восприятие
смерти.
Он пребывает,
опираясь на эти пять сил ученика:
* силу веры,
*
силу стыда,
*
силу боязни совершить проступок,
*
силу усердия,
*
силу мудрости.
Эти пять качеств возникают в нём немощно:
* качество
веры,
*
качество усердия,
*
качество осознанности,
*
качество сосредоточения,
*
качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает
непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений
ума]. Вот что называется болезненной практикой с медленным
прямым знанием.
(2) И
что такое болезненная практика с быстрым прямым знанием? Вот
монах пребывает в созерцании непривлекательности тела… И в
нём внутренне хорошо утверждено восприятие смерти.
Он пребывает,
опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… стыда… боязни
совершить проступок… усердия… мудрости.
Эти пять
качеств возникают в нём мощно: качество веры… усердия… осознанности…
сосредоточения… мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны
в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения
пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой
с быстрым прямым знанием.
(3)
И что такое приятная практика с медленным прямым знанием?
Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой
джхане… второй… третьей… четвёртой джхане…1
Он пребывает,
опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… стыда… боязни
совершить проступок… усердия… мудрости. Эти пять качеств возникают
в нём немощно: качество веры… усердия… осознанности… сосредоточения…
мудрости.
Поскольку
эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного
условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется
приятной практикой с медленным прямым знанием2.
(4) И
что такое приятная практика с быстрым прямым знанием? Вот,
будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой
джхане… второй… третьей… четвёртой джхане…
Он пребывает,
опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… стыда… боязни
совершить проступок… усердия… мудрости.
Эти пять
качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости. Поскольку
эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного
условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется
приятной практикой с быстрым прямым знанием.
Таковы,
монахи, четыре вида практики».