Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Бхиккхуни-сутта: Монахиня
АН 4.159


редакция перевода: 13.07.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Anguttara Nikaya by Bodhi, p. 523"

Однажды достопочтенный Ананда проживал в Косамби, в парке Гхоситы. И тогда некая монахиня обратилась к одному человеку так: «Добрый человек, отправляйся к господину Ананде, от моего имени поклонись ему, упав ему в ноги, а затем скажи: «Уважаемый, такая-то и такая-то монахиня нездорова, поражена болезнью, серьёзно больна. Она кланяется господину Ананде, падая ему в ноги». А затем скажи: «Было бы хорошо, господин, если бы господин Ананда из сострадания навестил эту монахиню, [отправившись] к жилищам монахинь».
«Хорошо, досточтимая», – ответил тот человек. Затем он отправился к достопочтенному Ананде, поклонился ему, сел рядом и донёс послание. Достопочтенный Ананда молчанием выразил согласие.
И затем достопочтенный Ананда оделся, взял чашу и внешнее одеяние и отправился к жилищам монахинь. Когда та монахиня увидела издали, что идёт достопочтенный Ананда, она укрыла себя с ног до головы и легла на своё ложе1. Достопочтенный Ананда подошёл к этой монахине, сел на подготовленное сиденье и сказал ей:
«Сестра, это тело произошло из питания, зависит от питания, и питание следует отбросить. Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и жажду следует отбросить. Это тело произошло из самомнения, зависит от самомнения, и самомнение следует отбросить. Это тело произошло от полового сношения, но в отношении полового сношения Благословенный объявил о разрушении моста2.
(1) Когда так было сказано: «Сестра, это тело произошло из питания, зависит от питания, и питание следует отбросить» – то почему так было сказано? Вот, сестра, мудро осмысливая, монах принимает пищу, собранную с подаяний, не ради развлечений, не ради упоения, не ради физической красоты и привлекательности, а просто ради стойкости и продолжительности этого тела, чтобы устранить дискомфорт, [тем самым] поддержать [ведение] святой жизни, осознавая: „Так я устраню старые чувства [голода] и не создам новых чувств [от переедания]. Я буду здоровым, не буду [этим] порицаем, буду пребывать в облегчении“. И спустя какое- то время, в зависимости от питания, он отбрасывает питание3. Когда так было сказано: «Сестра, это тело произошло из питания, зависит от питания, и питание следует отбросить» – то вот почему так было сказано.
(2) Когда так было сказано: «Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и жажду следует отбросить» – то почему так было сказано? Вот, сестра, монах слышит: „Такой-то и такой-то монах с уничтожением пятен [загрязнений ума] прямо в этой самой жизни входит в незапятнанное освобождение ума, освобождение мудростью и пребывает в нём, реализовав это состояние для себя посредством прямого знания“. Он думает: „Когда же и я с уничтожением пятен в этой самой жизни войду в незапятнанное освобождение ума, освобождение мудростью и буду пребывать в них, реализовав эти состояния для себя посредством прямого знания?“ И спустя какое-то время, в зависимости от жажды, он отбрасывает жажду. Когда так было сказано: «Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и жажду следует отбросить» – то вот почему так было сказано.
(3) Когда так было сказано: «Это тело произошло из самомнения, зависит от самомнения, и самомнение следует отбросить» – то почему так было сказано? Вот, сестра, монах слышит: „Такой-то и такой-то монах с уничтожением пятен [загрязнений ума] прямо в этой самой жизни входит в незапятнанное освобождение ума, освобождение мудростью и пребывает в них, реализовав эти состояния для себя посредством прямого знания“. Он думает: „Такой-то и такой-то монах с уничтожением пятен… Если он смог, то и я смогу!“ И спустя какое-то время, в зависимости от самомнения, он отбрасывает самомнение. Когда так было сказано: «Это тело произошло из самомнения, зависит от самомнения, и самомнение следует отбросить» – то вот почему так было сказано.
(4) Это тело, сестра, произошло от полового сношения, но в отношении полового сношения Благословенный объявил о разрушении моста»4.
И тогда та монахиня поднялась со своего ложе, закинула внешнее одеяние за плечо, упала в ноги достопочтенному Ананде и сказала достопочтенному Ананде: «Уважаемый, я совершила проступок, ведь столь глупой, столь запутанной, столь неумелой я была, что повела себя так. Уважаемый, пусть господин Ананда простит меня за мой проступок, который я [теперь] увидела таковым, чтобы в будущем [я себя] сдерживала [в этом]».
«Вне сомнений, сестра, ты совершила проступок – ведь столь глупой, столь запутанной, столь неумелой ты была, что повела себя так. Но поскольку ты видишь свой проступок таковым и исправляешь его в соответствии с Дхаммой, мы прощаем тебя за это. Ведь это является ростом в Дисциплине Благородных – когда кто-либо видит проступок таковым и исправляет его в соответствии с Дхаммой, предпринимая воздержание [от совершения подобного] в будущем».


1 Бодхи: Довольно странно, что Ананда отправился к ней в одиночку. Практически всегда, когда монаху нужно было навестить кого-либо, даже мужчину-мирянина, он брал с собой другого монаха. В китайской версии этой сутты (SA 564) монахиня, завидев Ананду, оголяет своё тело, и Ананда, видя её голой, отворачивается. Тогда монахиня стыдится совершённого поступка, одевается, кланяется Ананде, и предлагает ему сиденье, а сама садится рядом. Далее китайская версия практически в точности идентична палийской.

2 Комментарий: "Разрушение состояния и разрушение его условий".

3 Комментарий: "Основываясь на текущем питании в виде съедобной пищи, используя её обдуманно, он отбрасывает питание в виде прошлой каммы. Но жажду к текущему питанию в виде съедобной пищи следует отбросить".

4 В китайской версии сутты здесь идёт такая фраза: "Сестра, не потакая этому, он отбрасывает и разрубает половое влечение, [то есть] соединяющий мост". Комментарий (к палийской версии) поясняет, что под конец наставления страсть монахини по отношению к Ананде угасла.

 
.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.