[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
(1) Вот,
монахи, некий человек пребывает, наполняя первую сторону света
умом, насыщенным доброжелательностью, равно как и вторую сторону,
третью сторону, и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг
и всюду, как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь
мир умом, наполненным доброжелательностью – обильным, обширным,
неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности.
Он лелеет
это [состояние], желает его, находит в нём удовлетворение.
Если он стоек в нём, сфокусирован на нём, часто пребывает
в нём, и не теряет его, когда умирает, то он перерождается
среди дэвов свиты Брахмы. Срок жизни дэвов свиты Брахмы составляет
один цикл [существования] мира.
Необученная
заурядная личность остаётся там всю свою жизнь, а когда она
исчерпывает весь жизненный срок тех дэвов, она отправляется
в ад, в мир животных, или в мир страдающих духов. Но ученик
Благословенного остаётся там всю свою жизнь, а когда он исчерпывает
весь жизненный срок тех дэвов, он достигает окончательной
ниббаны в этом самом состоянии существования. Вот в чём различие,
разница, несоответствие между обученным учеником Благородных
и необученной заурядной личностью, то есть, в будущем уделе
и перерождении.
(2) Далее,
некий человек пребывает, наполняя первую сторону света умом,
насыщенным состраданием, равно как и вторую сторону, третью
сторону, и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и
всюду, как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь
мир умом, наполненным состраданием – обильным, обширным, неизмеримым,
не имеющим враждебности и недоброжелательности.
Он лелеет
это [состояние], желает его, находит в нём удовлетворение.
Если он стоек в нём, сфокусирован на нём, часто пребывает
в нём, и не теряет его, когда умирает, то он, перерождается
среди дэвов лучезарного сияния. Срок жизни дэвов лучезарного
сияния составляет два цикла [существования] мира.
Необученная
заурядная личность остаётся там всю свою жизнь… …то есть,
в будущем уделе и перерождении.
(3) Далее,
некий человек пребывает, наполняя первую сторону света умом,
насыщенным сорадованием, равно как и вторую сторону, третью
сторону, и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и
всюду, как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь
мир умом, наполненным сорадованием – обильным, обширным, неизмеримым,
не имеющим враждебности и недоброжелательности.
Он лелеет
это [состояние], желает его, находит в нём удовлетворение.
Если он стоек в нём, сфокусирован на нём, часто пребывает
в нём, и не теряет его, когда умирает, то он перерождается
среди дэвов сверкающего великолепия. Срок жизни дэвов сверкающего
великолепия составляет четыре цикла [существования] мира.
Необученная
заурядная личность остаётся там всю свою жизнь… …то есть,
в будущем уделе и перерождении.
(4) Далее,
некий человек пребывает, наполняя первую сторону света умом,
насыщенным невозмутимостью, равно как и вторую сторону, третью
сторону, и четвёртую сторону. Так, вверху, внизу, вокруг и
всюду, как ко всем, так и к самому себе, он наполняет весь
мир умом, наполненным невозмутимостью – обильным, обширным,
неизмеримым, не имеющим враждебности и недоброжелательности.
Он лелеет
это [состояние], желает его, находит в нём удовлетворение.
Если он стоек в нём, сфокусирован на нём, часто пребывает
в нём, и не теряет его, когда умирает, то он перерождается
среди дэвов великого плода. Срок жизни дэвов великого плода
составляет пятьсот циклов [существования] мира.
Необученная
заурядная личность остаётся там всю свою жизнь, а когда она
исчерпывает весь жизненный срок тех дэвов, она отправляется
в ад, в мир животных, или в мир страдающих духов. Но ученик
Благословенного остаётся там всю свою жизнь, а когда он исчерпывает
весь жизненный срок тех дэвов, он достигает окончательной
ниббаны в этом самом состоянии существования. Вот в чём различие,
разница, несоответствие между обученным учеником Благородных
и необученной заурядной личностью, то есть, в будущем уделе
и перерождении.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».