[Благословенный
сказал]: «Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей.
Какие четыре?
(1) Вот,
монахи, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым
от неблагих состояний [ума], некий человек входит и пребывает
в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием
[ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
Он созерцает
там любые феномены, которые относятся к форме, чувству, восприятию,
формациям, сознанию – как непостоянное, как страдание, как
болезнь, как нарыв, как [отравленный] дротик, как невзгоду,
как бедствие, как чужое, как распадающееся, как пустое, как
безличностное. С распадом тела, после смерти, он перерождается
среди дэвов Чистых Обителей. Это перерождение не разделяют
заурядные личности.
(2) Далее,
с угасанием направления и удержания [ума на объекте] некий
человек входит и пребывает во второй джхане… (3) третьей джхане…
(4) четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна
чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Он созерцает
там любые феномены, которые относятся к форме, чувству, восприятию,
формациям, сознанию – как непостоянное, как страдание, как
болезнь, как нарыв, как [отравленный] дротик, как невзгоду,
как бедствие, как чужое, как распадающееся, как пустое, как
безличностное. С распадом тела, после смерти, он перерождается
среди дэвов Чистых Обителей. Это перерождение не разделяют
заурядные личности.
Таковы,
монахи, четыре типа личностей, существующих в мире».