[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть эти четыре случая с поступком1.
Какие четыре?
Бывает
неприятный поступок, который [в итоге] окажется вредным. Бывает
неприятный поступок, который окажется полезным. Бывает приятный
поступок, который окажется вредным. Бывает приятный поступок,
который окажется полезным.
(1) Монахи,
возьмём [в рассмотрение] первый случай с поступком, который
неприятный и [в итоге] окажется вредным. Нужно рассматривать
это так, что этот поступок не следует совершать из-за обоих
обстоятельств: потому что он неприятный, и потому что он окажется
вредным. Нужно рассматривать это так, что этот поступок не
следует совершать из-за обоих обстоятельств.
(2) Затем
возьмём [в рассмотрение] второй случай с поступком, который
неприятный и [в итоге] окажется полезным. Именно в этом случае
можно понять, кто является глупцом, а кто – мудрецом, в отношении
человеческой силы, человеческого усилия, человеческого старания.
Глупец не рассматривает так: «Хотя этот поступок неприятно
делать, всё же, он [в итоге] окажется полезным». Поэтому он
не делает этого поступка, и его воздержание от него окажется
вредным. Но мудрец рассматривает так: «Хотя этот поступок
неприятно делать, всё же, он [в итоге] окажется полезным».
Поэтому он делает этот поступок, и это [в итоге] оказывается
полезным.
(3) Затем
возьмём [в рассмотрение] третий случай с поступком, который
приятный и [в итоге] окажется вредным. Именно в этом случае
также можно понять, кто является глупцом, а кто – мудрецом,
в отношении человеческой силы, человеческого усилия, человеческого
старания. Глупец не рассматривает так: «Хотя этот поступок
приятно делать, всё же, он [в итоге] окажется вредным». Поэтому
он делает этот поступок, и это [в итоге] оказывается вредным.
Но мудрец рассматривает так: «Хотя этот поступок приятно делать,
всё же, он [в итоге] окажется вредным». Поэтому он не делает
этого поступка, и его воздержание от него окажется полезным.
(4) Затем
возьмём [в рассмотрение] четвёртый случай с поступком, который
приятный и [в итоге] окажется полезным. Нужно рассматривать
это так, что этот поступок следует совершать из-за обоих обстоятельств:
потому что он приятный, и потому что он окажется полезным.
Нужно рассматривать это так, что этот поступок следует совершать
из-за обоих обстоятельств.
Таковы,
монахи, четыре случая с поступком».