[Благословенный
сказал]: «Монахи, каждые полмесяца декламируются более ста пятидесяти
правил [монашеской] тренировки. Представитель клана, желающий
собственного блага, должен тренироваться в них. Все они включены
в эти три тренировки. В какие три? (1) В тренировку высшей нравственности,
(2) в тренировку высшего ума и (3) в тренировку высшей мудрости.
Таковы три тренировки, в которые всё это включено.
Вот
монах исполняет нравственное поведение, сосредоточение и мудрость.
Он совершает нарушения [правил тренировки] в отношении незначительных
и меньших правил и исправляется. И почему? Потому что я не
сказал, что он неспособен на это. Но в отношении тех правил
тренировки, которые являются основополагающими для святой
жизни, которые соответствуют святой жизни, его поведение является
постоянным и устойчивым. Предприняв правила тренировки, он
тренируется в них. За счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений]
в этой самой жизни он входит в незапятнанное освобождение
ума, освобождение мудростью и пребывает в них, реализовав
эти состояния для себя посредством прямого знания.
Если
он не достигает [этого] и не проникает в это, то с полным
уничтожением пяти нижних оков он является достигающим ниббаны
в промежутке; достигающим ниббаны по приземлении; достигающим
ниббаны без усилия; достигающим ниббаны с усилием; является
тем, кто устремлён вверх, направляясь к [высшему миру Чистых
обителей] Аканиттхе.
Если
он не достигает [этого] и не проникает в это, то с полным
уничтожением трёх [нижних] оков, а также с ослаблением жажды,
злобы и заблуждения он является однажды-возвращающимся – тем,
кто вернётся в этот мир лишь ещё один раз и [тогда] положит
конец страданию.
Если
он не достигает [этого] и не проникает в это, то с полным
уничтожением трёх [нижних] оков он является единожды-сеющим
– тем, кто, переродившись ещё один раз человеком, положит
конец страданию; идущимиз-семьи-в-семью – тем, кто не боле
чем за два или три странствия и скитания по хорошим семьям
положит конец страданию; не-более-семи-жизней-имеющим – тем,
кто не более чем за семь странствий и скитаний среди дэвов
и людей положит конец страданию.
Так, монахи,
тот, кто развивается частично, частично и преуспевает. Тот,
кто развивается полностью, достигает совершенства. Эти правила
тренировки не бесплодны, я говорю вам».