И
тогда
достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился
ему и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему: «Ананда, все
ли правила поведения и предписания, [все ли виды аскетического]
образа жизни и [все ли виды] святой жизни являются плодотворными,
будучи установленными в качестве [наиважнейшей] сути?»
«Не
все, уважаемый».
«В таком
случае, Ананда, проведи различие [между ними]».
«Уважаемый,
представьте, как некий человек взращивает (1) [определённые]
правила поведения и предписания, (2) [аскетический] образ
жизни и (3) святую жизнь, устанавливая их в качестве [наиважнейшей]
сути. Если в этом случае неблагие качества увеличиваются [в
нём], а благие качества уменьшаются, то такие правила поведения
и предписания, [аскетический] образ жизни и святая жизнь,
установленные в качестве [наиважнейшей] сути, являются бесплодными.
Но если неблагие качества уменьшаются, а благие качества увеличиваются,
то такие правила поведения и предписания, [аскетический] образ
жизни и святая жизнь, установленные в качестве [наиважнейшей]
сути, являются плодотворными».
Так сказал достопочтенный Ананда. Учитель согласился. И тогда достопочтенный
Ананда, подумав: «Учитель согласился», поклонился Благословенному
и, обойдя его с правой стороны, ушёл.
И вскоре
после того как достопочтенный Ананда ушёл, Благословенный
обратился к монахам: «Монахи, Ананда является учеником, но
не просто найти того, кто мог бы сравниться с ним в мудрости».