Однажды
достопочтенный Ананда проживал в Косамби, в парке Гхоситы. И
тогда некий домохозяин, последователь адживаков1,
подошёл к достопочтенному Ананде, поклонился ему, сел рядом
и сказал ему:
«Уважаемый
Ананда, чья Дхамма хорошо разъяснена? Кто в мире практикует
хороший путь в этом мире? Кто в мире является счастливым?»
«Что ж,
домохозяин, я задам тебе вопрос по этой самой теме. Отвечай
так, как сочтёшь нужным.
(1) Как
ты думаешь, домохозяин? Является ли Дхамма тех, кто учит оставлению
жажды, злобы, заблуждения, хорошо разъяснённой или же нет,
или как ты считаешь?»
«Дхамма
тех, кто учит оставлению жажды, злобы, заблуждения, является
хорошо разъяснённой. Вот как я считаю».
(2)
«Как ты думаешь, домохозяин? Те, кто практикует ради оставления
жажды, злобы, заблуждения, практикуют хороший путь в этом
мире или же нет, или как ты считаешь?»
«Те,
кто практикует ради оставления жажды, злобы, заблуждения,
практикуют хороший путь в этом мире. Вот как я считаю».
(3)
«Как ты думаешь, домохозяин? Те, кто отбросил жажду, злобу,
заблуждение, срезал их под корень, сделал их подобными обрубку
пальмы, уничтожил так, что они более не смогут возникнуть
в будущем, являются ли в мире счастливыми или же нет, или
как ты считаешь?»
«Те,
кто отбросил жажду, злобу, заблуждение, срезал их под корень,
сделал их подобными обрубку пальмы, уничтожил так, что они
более не смогут возникнуть в будущем, являются в мире счастливыми.
Вот как я считаю».
«Итак,
домохозяин, ты заявил так: «Дхамма тех, кто учит оставлению
жажды, злобы, заблуждения, является хорошо разъяснённой».
Ты заявил: «Те, кто практикует ради оставления жажды, злобы,
заблуждения, практикуют хороший путь в этом мире». И ты заявил:
«Те, кто отбросил жажду, злобу, заблуждение, срезал их под
корень, сделал их подобными обрубку пальмы, уничтожил так,
что они более не смогут возникнуть в будущем, являются в мире
счастливыми».
«Удивительно
и поразительно, уважаемый, что нет восхваления чьей-либо собственной
Дхаммы, как нет и принижения Дхаммы других, но есть просто
лишь учение Дхаммы в своей собственной сфере. Вы объявили
смысл, не выставив себя напоказ.
Уважаемый
Ананда, вы обучаете Дхамме ради оставления жажды, злобы, заблуждения,
так что ваша Дхамма хорошо разъяснена. Вы практикуете ради
оставления жажды, злобы, заблуждения, так что практикуете
хороший путь в этом мире. Вы отбросили жажду, злобу, заблуждение,
срезали их под корень, сделали их подобными обрубку пальмы,
уничтожили так, что они более не смогут возникнуть в будущем,
так что являетесь счастливыми в мире2.
Великолепно,
уважаемый! Великолепно, уважаемый! Уважаемый Ананда различными
способами прояснил Дхамму, поставил на место то, что было
перевёрнуто, раскрыл спрятанное, показал путь тому, кто потерялся,
внёс лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть. Уважаемый
Ананда, я принимаю прибежище в Благословенном, в Дхамме и
в Сангхе монахов. Пусть уважаемый Ананда помнит меня как мирского
последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».