И
тогда брахман Тиканна подошёл к Благословенному и обменялся
с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями
и любезностями он сел рядом. Затем, сидя рядом, брахман Тиканна
в присутствии Благословенного произнёс восхваление брахманам,
которые освоили тройственное знание: «Таковы брахманы – мастера
тройственного знания. Таковы брахманы – мастера тройственного
знания».
[Благословенный
сказал]: «Но как, брахман, брахманы описывают брахмана, который
мастер тройственного знания?»
«Мастер
Готама, вот брахман хорошо рождён с обеих сторон – как с материнской,
так и с отцовской. У него чистейшая родословная, неопровержимая
и безупречная в отношении происхождения до седьмого колена
по отцовской линии. Он декламатор и сохранитель гимнов, знаток
трёх Вед с их словарями, ритуалами, фонологией, этимологией
и, как пятое, историями. Он умелый в филологии и грамматике,
прекрасно сведущ в натурфилософии и знаках великого человека.
Вот каким образом брахманы описывают брахмана, который мастер
тройственного знания».
«Брахман,
мастер тройственного знания в Учении Благородных довольно-таки
отличается от мастера тройственного знания, которого описывают
брахманы».
«Но каким
образом, Мастер Готама, кто-либо является мастером тройственного
знания в Учении Благородных? Было бы хорошо, если бы Мастер
Готама научил бы меня Дхамме так, чтобы прояснить то, каким
образом человек является мастером тройственного знания в Учении
Благородных».
«В таком
случае, брахман, слушай внимательно. Я буду говорить».
«Да, почтенный» – ответил брахман Тиканна. Благословенный сказал:
«Вот,
брахман, будучи отстранённым от чувственных удовольствий,
отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает
в первой джхане… 1 …четвёртой
джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей
осознанностью из-за невозмутимости.
(1)
Когда его ум стал таким сосредоточенным, очищенным, ярким,
незамутнённым, лишённым загрязнений, податливым, мягким, устойчивым
и достигшим непоколебимости, он направляет его к знанию воспоминания
прошлых обителей…2 Так он
вспоминает многочисленные прошлые обители в подробностях и
деталях.
Таково
первое истинное знание, обретённое им. Невежество развеяно,
истинное знание возникло. Тьма развеяна, свет возник. Вот
как происходит с тем, кто пребывает прилежным, старательным,
решительным.
(2) Когда
его ум стал таким сосредоточенным… он направляет его к знанию
смерти и перерождения существ… Так, посредством божественного
глаза, очищенного и превосходящего человеческий, он видит
смерть и перерождение существ, он различает низших и великих,
красивых и уродливых, счастливых и несчастных, в соответствии
с их каммой.
Таково
второе истинное знание, обретённое им. Невежество развеяно,
истинное знание возникло. Тьма развеяна, свет возник. Вот
как происходит с тем, кто пребывает прилежным, старательным,
решительным.
(3) Когда
его ум стал таким сосредоточенным… он направляет его к знанию
уничтожения пятен [загрязнений ума]… Он распознаёт: «Рождение
уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало
сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние
существования».
Таково
третье истинное знание, обретённое им. Невежество развеяно,
истинное знание возникло. Тьма развеяна, свет возник. Вот
как происходит с тем, кто пребывает прилежным, старательным,
решительным». [И далее он добавил]:
«Тот, нравственность чья безупречна,
Кто бдителен, кто медитирует,
И кто умом смог овладеть своим,
Сосредоточенным, однонаправленным –
Мудрец, который разгоняет тьму,
Владелец знания троичного и победитель смерти.
И он зовётся оставителем всего,
И покровителем людей, богов.
И обладая тройкой этих знаний,
Он тот, кто не имеет заблуждений.
И поклоняются они Готаме Будде,
Последнее кто тело своё носит.
Кто знает прошлые свои рожденья,
Кто видел небеса и нижние миры,
И кто достиг рождений прекращения,
Тот напрямую видящий мудрец.
И из-за тройки этих самых знаний
Становятся брахманом таковым.
Его зову я мастером трёх знаний,
А не того, стихи бормочет кто».
Вот каким образом, брахман, человек является мастером тройственного
знания в Учении Благородных».
«Мастер
Готама, мастер тройственного знания в Учении Благородных довольно-таки
отличается от мастера тройственного знания, которого описывают
брахманы. И мастер тройственного знания, которого описывают
брахманы, не стоит и одной шестнадцатой мастера тройственного
знания в Учении Благородных.
Великолепно,
Мастер Готама! Великолепно, Мастер Готама! Как если бы он
поставил на место то, что было перевёрнуто… Пусть Мастер Готама
помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».