[Благословенный
сказал]: «Монахи, (1) на восьмой день половины месяца министры
и члены собрания [небесных] Четырёх Великих Царей странствуют
по этому миру [с такой мыслью]: «Надеемся, что многие люди,
которые ведут себя подобающе со своей матерью и отцом, ведут
себя подобающе со жрецами и отшельниками, чтят старейшин семьи,
соблюдают Упосатху, соблюдают дополнительные дни, совершают
накопления заслуг1».
(2) На
четырнадцатый день половины месяца сыновья Четырёх Великих
Царей странствуют по этому миру [с такой мыслью]: «Надеемся,
что многие люди, которые ведут себя подобающе…»
(3) На
пятнадцатый день половины месяца сами Четыре Великих Царя
странствуют по этому миру [с такой мыслью]: «Надеемся, что
многие люди, которые ведут себя подобающе…»
Если,
монахи, мало людей [в мире], которые ведут себя подобающе…
совершают накопления заслуг, то тогда Четыре Великих Царя
сообщают об этом дэвам Таватимсы, когда они встречаются и
заседают в Судхамме – зале для собраний: «Многоуважаемые,
мало тех людей, которые ведут себя подобающе… совершают накопления
заслуг». И тогда из-за этого дэвы Таватимсы становятся недовольными,
[говоря]: «Увы, небесная свита будет приходить в упадок, а
свита асуров будет процветать!»
Но если
много людей [в мире], которые ведут себя подобающе… то тогда
Четыре Великих Царя сообщают об этом дэвам Таватимсы, когда
они встречаются и заседают в Судхамме – зале для собраний:
«Многоуважаемые, много тех людей, которые ведут себя подобающе…
совершают накопления заслуг». И тогда из-за этого дэвы Таватимсы
становятся радостными, [говоря]: «Воистину, небесная свита
будет процветать, а свита асуров будет приходит в упадок!»
Монахи,
как-то раз, когда Сакка, царь дэвов, руководил дэвами Таватимсы,
он произнёс эту строфу:
«Если кто хочет быть таким, как я,
Упóсатху он должен соблюдать,
Что факторами восемью полна,
На день, что в половине месяца восьмой,
Пятнадцатый, четырнадцатый день,
А также и в особенные дни»2.
Эту строфу, монахи, Сакка, царь богов, продекламировал плохо,
а не хорошо. Она была сформулирована плохо, а не хорошо. И
почему? Потому что Сакка, царь дэвов, не лишён страсти, ненависти,
заблуждения. Но в случае с монахом, который арахант, чьи пятна
умственных загрязнений уничтожены, который прожил святую жизнь,
сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг
своей цели, полностью уничтожил оковы существования и всецело
освободился посредством окончательного знания – именно ему
подобает говорить:
«Если кто хочет быть таким, как я,
…
А также и в особенные дни».
И почему? Потому что этот монах лишён страсти, ненависти,
заблуждения».