[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть три типа личностей в мире. Какие три?
* тот, чья речь подобна навозу;
*
тот, чья речь подобна цветам;
*
тот, чья речь подобна мёду.
(1) И каков, монахи, человек, чья речь подобна навозу? Вот,
если его вызывают на совещание, на собрание, в присутствие
родственников, в его гильдию или на суд, и спрашивают его
как свидетеля: «Итак, почтенный, расскажи, что ты знаешь»,
и тогда он, не зная, говорит «Я знаю», или, зная, он говорит
«Я не знаю»; не видя, он говорит «Я вижу», или же, видя, он
говорит «Я не вижу». Таким образом он сознательно говорит
неправду ради собственной выгоды, ради выгоды другого, или
же ради какой-нибудь мирской ерунды. Такой зовётся человеком,
чья речь подобна навозу.
(2) И
каков человек, чья речь подобна цветам? Вот, если его вызывают
на совещание, на собрание, в присутствие родственников, в
его гильдию или на суд, и спрашивают его как свидетеля: «Итак,
почтенный, расскажи, что ты знаешь»,
и тогда он, не зная, говорит «Я не знаю», или, зная, он говорит
«Я знаю»; не видя, он говорит «Я не вижу», или же, видя, он
говорит «Я вижу». Таким образом не говорит сознательно неправды
ради собственной выгоды, ради выгоды другого, или же ради
какой-нибудь мирской ерунды. Такой зовётся человеком, чья
речь подобна цветам.
(3) И
каков человек, чья речь подобна мёду? Вот некий человек, отбросив
грубую речь, воздерживается от грубой речи. Он говорит слова,
которые мягкие, приятные уху, любящие, проникающие в сердце,
вежливые, привлекательные и нравящиеся большинству людей.
Таков человек, чья речь подобна мёду.
Таковы,
монахи, три типа личностей, существующих в мире».