Однажды
Благословенный пребывал в Надике в кирпичной зале. И тогда Достопочтенный
Сандха подошёл к Благословенному, поклонился ему и сел рядом.
Благословенный сказал ему:
«Медитируй
подобно чистокровному скакуну, Сандха, а не подобно дикому жеребёнку.
И как медитирует дикий жеребёнок? Когда дикий жеребёнок привязан
возле кормушки, он медитирует так: «Корм, корм!». И почему?
Потому что когда дикий жеребёнок привязан возле кормушки, он
не задаётся вопросом: «Какое задание даст мне сегодня дрессировщик?
Что мне сделать, чтобы угодить ему?» Привязанный возле кормушки,
он лишь медитирует: «Корм, корм!». Точно также, Сандха, тот,
кто подобен дикому жеребёнку, отправившись в лес, к подножью
дерева, в пустое жилище, пребывает с умом, охваченным и угнетаемым
чувственной жаждой, и он не понимает в соответствии с действительностью
спасения от возникшей чувственной жажды. Питая внутри [себя]
чувственную жажду, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает.
Он пребывает с умом, охваченным и угнетаемым недоброжелательностью…
ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, и он
не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшего
сомнения. Питая внутри [себя] сомнение, он медитирует, размышляет,
обдумывает и раздумывает.
Он медитирует
(1) в зависимости от земли, (2) в зависимости от воды, (3) в
зависимости от огня, (4) в зависимости от воздуха, (5) в зависимости
от сферы безграничного пространства, (6) в зависимости от сферы
безграничного сознания, (7) в зависимости от сферы отсутствия
всего, (8) в зависимости от сферы ни восприятия, ни не-восприятия,
(9) в зависимости от этого мира, (10) в зависимости от иного
мира, (11) в зависимости от видимого, слышимого, ощущаемого,
познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом.
Такова медитация того, кто подобен дикому жеребёнку.
И
как, Сандха, медитирует чистокровный скакун? Когда отличный
чистокровный скакун привязан возле кормушки, он не медитирует
так: «Корм, корм!». И почему? Потому что когда отличный чистокровный
скакун привязан возле кормушки, он задаётся вопросом: «Какое
задание даст мне сегодня дрессировщик? Что мне сделать, чтобы
угодить ему?». Привязанный возле кормушки, он не медитирует:
«Корм, корм!», потому что этот отличный чистокровный конь считает
применение заострённого прута [для подгонки] долгом, оковами,
потерей, неудачей. Точно также, отличный безупречный человек,
отправившись в лес, к подножью дерева, в пустое жилище, не пребывает
с умом, охваченным и угнетаемым чувственной жаждой, и он понимает
в соответствии с действительностью спасение от возникшей чувственной
жажды. Он не пребывает с умом, охваченным и угнетаемым недоброжелательностью…
ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, и он
понимает в соответствии с действительностью спасение от возникшего
сомнения.
Он не медитирует
в зависимости от земли… …в зависимости от видимого, слышимого,
ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого
умом, но, всё же, медитирует.
Когда он
медитирует так, то дэвы вместе с Индрой, Брахмой, Паджапати,
поклоняются отличному безупречному человеку издали, говоря так:
«Слава тебе, безупречный!
Слава тебе, высочайший!
Сами мы понять не можем
Медитируешь в зависимости от чего ты»1.
Когда так было сказано, Достопочтенный Сандха сказал Благословенному:
«Но как, Учитель, медитирует отличный безупречный человек? Если
он не медитирует в зависимости от земли… …в зависимости от видимого,
слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого, измышляемого
и изучаемого умом, но, всё же, медитирует – то как так, что
дэвы вместе с Индрой, Брахмой, Паджапати, поклоняются отличному
безупречному человеку издали, говоря так:
«Слава тебе, безупречный!
Слава тебе, высочайший!
Сами мы понять не можем
Медитируешь в зависимости от чего ты»?
«Сандха, у отличного безупречного человека исчезло восприятие
земли в отношении земли, исчезло восприятие воды… огня… воздуха…
сферы безграничного пространства… сферы безграничного сознания…
сферы отсутствия всего… сферы ни восприятия, ни не-восприятия…
этого мира… иного мира… исчезло восприятие в отношении всего
видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, достигаемого,
измышляемого и изучаемого умом.
Медитируя
так, Сандха, отличный безупречный человек не медитирует в зависимости
от земли… …в зависимости от видимого, слышимого, ощущаемого,
познаваемого, достигаемого, измышляемого и изучаемого умом,
но, всё же, он медитирует. И когда он медитирует так, то дэвы
вместе с Индрой, Брахмой, Паджапати, поклоняются отличному безупречному
человеку издали, говоря так:
«Слава тебе, безупречный!
Слава тебе, высочайший!
Сами мы понять не можем
Медитируешь в зависимости от чего ты».
|