[Благословенный
сказал]: «Монахи, обладая десятью качествами, монах достоин даров,
достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительного
приветствия – непревзойдённое поле заслуг для мира. Какими десятью?
(1) Вот,
монах нравственен. Он пребывает, обуздывая себя Патимоккхой,
обладая хорошим поведением и [подобающими] средствами, видя
опасность в мельчайших проступках. Возложив на себя правила
тренировки, он тренируется в них.
(2) Он много
изучал, помнит то, что учил, накапливает [в своём уме] то, что
он изучил. Те учения, что прекрасны в начале, прекрасны в середине
и прекрасны в конце, правильны и в духе и в букве, провозглашающие
идеально полную и чистую святую жизнь – таких учений он много
изучал, удерживал в уме, повторял вслух [по памяти], исследовал
их в уме и тщательно проникал в них воззрением.
(3) У него
хорошие друзья, хорошие спутники, хорошие товарищи.
(4) Он придерживается
правильного воззрения и обладает правильной точкой зрения.
(5) Он владеет
различными видами сверхъестественных сил: будучи одним, он становится
многими; будучи многими, он становится одним. Он появляется.
Он исчезает. Он беспрепятственно проходит сквозь стены, бастионы,
горы, как если бы шёл сквозь пустое пространство. Он ныряет
и выныривает из земли, как если бы она была водой. Он ходит
по воде и не тонет, как если бы вода была сушей. Сидя со скрещенными
ногами, он летит по воздуху, как крылатая птица. Своей рукой
он касается и ударяет даже солнце и луну, настолько он силён
и могущественен. Он так влияет на тело, что достигает даже мира
Брахмы.
(6) Он слышит
за счёт божественного уха, очищенного и превосходящего человеческое,
различные виды звуков: божественные и человеческие, далёкие
и близкие.
(7) Он знает
умы других существ, других личностей, направив на них свой собственный
ум. Он различает ум со страстью как ум со страстью, а ум без
страсти как ум без страсти. Он различает ум с отвращением как
ум с отвращением, а ум без отвращения, как ум без отвращения.
Он различает ум с невежеством как ум с невежеством, а ум без
невежества, как ум без невежества. Он различает суженный ум
как суженный ум, расширенный ум, как расширенный ум. Он различает
увеличенный ум как увеличенный ум, а не-увеличенный ум как не-увеличенный
ум. Он различает сильный ум [который ещё не достиг наивысшего
уровня] как сильный ум, и непревзойдённый в силе ум как непревзойдённый
в силе ум. Он различает сосредоточенный ум как сосредоточенный
ум, а не-сосредоточенный ум как не-сосредоточенный ум. Он различает
освобождённый ум как освобождённый ум, а не-освобождённый ум
как не-освобождённый ум.
(8) Он вспоминает
многочисленные прошлые обители: одну жизнь, две жизни, три жизни,
четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят,
сто, тысячу, сто тысяч, многие циклы распада мира, многие циклы
эволюции мира, [вспоминая]: «Там у меня было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия и боли, таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился здесь. И там у меня тоже было такое-то имя… таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился [теперь уже] здесь».
Так он вспоминает многочисленные прошлые обители в подробностях
и деталях.
(9) Он видит
за счёт божественного глаза, очищенного и превосходящего человеческий,
смерть и перерождение существ, он различает низших и великих,
красивых и уродливых, счастливых и несчастных, в соответствии
с их каммой: «Эти существа, что имели дурное поведение телом,
речью и умом, оскорблявшие благородных, придерживавшиеся неправильных
воззрений и действовавшие под влиянием неправильных воззрений,
с распадом тела, после смерти, рождаются в мире лишений, в плохих
местах, в нижних мирах, в аду. Но эти существа, что имели хорошее
поведение телом, речью и умом, не оскорблявшие благородных,
придерживавшиеся правильных воззрений и действовавшие под влиянием
правильных воззрений, с распадом тела, после смерти, рождаются
в приятных местах, в небесных мирах». Так, посредством божественного
глаза, очищенного и превосходящего человеческий, он видит смерть
и перерождение существ, он различает низших и великих, красивых
и уродливых, счастливых и несчастных, в соответствии с их каммой.
(10) За
счёт уничтожения умственных загрязнений, в этой самой жизни
он входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении
мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно
посредством прямого знания.
Обладая
этими десятью качествами, монах достоин даров, достоин гостеприимства,
достоин подношений, достоин почтительного приветствия – непревзойдённое
поле заслуг для мира».
|