Однажды
Достопочтенный Ананда пребывал в Раджагахе в Парке Горячих Источников.
И когда ночь уже подходила к концу, Достопочтенный Ананда поднялся
и отправился к горячим источникам, чтобы искупаться. Искупавшись
в горячих источниках и выйдя из них, он стоял в одном одеянии,
высушивая члены своего тела. Странник Коканада также, когда ночь
уже подходила к концу, поднялся и отправился к горячим источникам,
чтобы искупаться. Он издали увидел Достопочтенного Ананду и сказал:
«Кто здесь,
друг?»
«Я монах,
друг».
«Из какой
группы монахов, друг?»
«Из [группы]
отшельников, следующих за Сыном Сакьев».
«Если есть
время ответить на мой вопрос, то я хотел бы тебя кое о чём спросить».
«Спрашивай,
друг. Выслушаю вопрос, буду знать [смогу ли ответить]».
«Так как
же, почтенный, придерживаешься ли ты такого воззрения: (1) «Мир
вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно»?
«Я не придерживаюсь
такого воззрения, друг».
«В таком
случае, придерживаешься ли ты такого воззрения: (2) «Мир не
вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно?»
«Я не придерживаюсь
такого воззрения, друг».
«В таком
случае, придерживаешься ли ты такого воззрения: (3-10) «Мир
ограничен… Мир безграничен… Душа и тело – это одно и то же…
Душа это одно, а тело – иное… Татхагата существует после смерти…
не существует… и существует и не существует… ни существует,
ни не существует после смерти?»
«Я не придерживаюсь
такого воззрения, друг».
«В таком
случае, быть может, ты не знаешь и не видишь?»
«Не так
оно, друг, что я не знаю и не вижу. Я знаю и вижу».
«Когда я
спросил тебя: «Так как же, почтенный, придерживаешься ли ты
такого воззрения: «Мир вечен...» – ты ответил: «Я не придерживаюсь
такого воззрения, друг». Но когда я спросил тебя: «Так как же,
почтенный, придерживаешься ли ты такого воззрения: «Мир не вечен...
Татхагата ни существует, ни не существует после смерти?» – ты
[также] ответил: «Я не придерживаюсь такого воззрения, друг».
Когда я спросил тебя: «В таком случае, быть может, ты не знаешь
и не видишь?» – ты ответил: «Не так оно, друг, что я не знаю
и не вижу. Я знаю и вижу». Как же следует понимать значение
этого утверждения, друг?»
«Мир вечен.
Только это правда, а всё остальное ошибочно» – это, друг, спекулятивное
воззрение. «Мир не вечен… Татхагата ни существует, ни не существует
после смерти» – это спекулятивное воззрение.
Друг, область
спекулятивных воззрений, базис для воззрений, основание для
воззрений, охваченность воззрениями, возникновение воззрений
и искоренение воззрений – всё это я знаю и вижу. Когда я знаю
и вижу это, то почему я должен утверждать: «Я не знаю и не вижу?».
Я знаю и вижу, друг».
«Как твоё
имя? И как тебя зовут товарищи-монахи?»
«Меня зовут
Ананда. И мои товарищи-монахи зовут меня Анандой».
«В самом
деле, я и не понял, что совещался с великим учителем, Достопочтенным
Анандой! Если бы я реализовал то, что и Достопочтенный Ананда,
то я не стал бы говорить так много. Пусть Достопочтенный Ананда
простит меня».
|