Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И тогда домохозяин Анатхапиндика средь бела дня покинул Саваттхи,
чтобы повидать Благословенного. И затем мысль пришла к нему: «Сейчас
неподходящее время, чтобы навещать Благословенного, который пребывает
в затворничестве, как [неподходящее] и для того, чтобы повидаться
с уважаемыми монахами, которые также в затворничестве. Что если
я отправлюсь в парк странников-приверженцев иных учений».
И тогда
домохозяин Анатхапиндика отправился в парк странников-приверженцев
иных учений. И в то время странники-приверженцы иных учений
собрались и шумели по мере того, как громко и возбуждённо обсуждали
различные бессмысленные темы. Странники увидели Анатхапиндику
издали и стали унимать друг друга: «Тише, почтенные. Почтенные,
не шумите. Вон идёт домохозяин Анатхапиндика, ученик отшельника
Готамы, один из мирян-последователей отшельника Готамы, одетых
в белые одежды, проживающих в Саваттхи. Эти почтенные любят
тишину, дисциплинированны в тишине, восхваляют тишину. Быть
может, если он посчитает, что наше собрание тихое, то задумает
подойти к нам». И тогда те странники-приверженцы иных учений
замолкли.
И тогда
домохозяин Анатхапиндика подошёл к этим странникам и обменялся
с ними вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями
и любезностями он сел рядом. Затем странники сказали ему:
«Скажи нам,
домохозяин, каково воззрение отшельника Готамы?»
«Почтенные,
я не знаю воззрения отшельника Готамы во всей полноте».
«Итак, домохозяин,
ты говоришь, что не знаешь воззрения отшельника Готамы во всей
полноте. Тогда скажи нам, каково воззрение монахов?»
«Почтенные,
я не знаю воззрения монахов во всей полноте».
«Итак, домохозяин,
ты говоришь, что не знаешь воззрения отшельника Готамы во всей
полноте. А также не знаешь воззрения монахов во всей полноте.
Тогда скажи нам, каково твоё воззрение?»
«Почтенные,
мне не сложно объяснить своё воззрение. Но вначале объясните
ваши собственные воззрения. А после этого меня не затруднит
объяснить своё воззрение».
Когда так
было сказано, один странник обратился к домохозяину Анатхапиндике:
(1) «Мир
вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё
воззрение, домохозяин». Другой странник сказал: (2) «Мир не
вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё
воззрение, домохозяин». Ещё другой сказал: (3) «Мир ограничен»...
(4) «Мир безграничен»... (5) «Душа и тело – это одно и то же»...
(6) «Душа это одно, а тело – иное»... (7) «Татхагата существует
после смерти»... (8) «Татхагата не существует после смерти»...
(9) «Татхагата и существует и не существует после смерти»...
(10) «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти.
Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение,
домохозяин».
Когда так
было сказано, домохозяин Анатхапиндика обратился к тем странникам:
«Почтенные, этот почтенный сказал так: «Мир вечен. Только это
правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение, домохозяин».
Такое его воззрение возникло из-за его немудрого внимания или
же обусловлено чьим-либо изречением. Это воззрение проявилось
и является обусловленным, оно продукт волевого намерения, возникло
зависимо. Но всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом
волевого намерения, возникло зависимо – является непостоянным.
Всё, что является непостоянным – страдательно. И просто лишь
к страданию он привязан и цепляется.
Почтенные,
этот [другой] почтенный сказал так: «Мир не вечен»... «Мир ограничен»...
...«Татхагата ни существует, ни не существует после смерти.
Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение,
домохозяин». Такое его воззрение также возникло из-за его немудрого
внимания или же обусловлено чьим-либо изречением. Это воззрение
проявилось и является обусловленным, оно продукт волевого намерения,
возникло зависимо. Но всё, что проявилось и является обусловленным,
продуктом волевого намерения, возникло зависимо – является непостоянным.
Всё, что является непостоянным – страдательно. И просто лишь
к страданию он привязан и цепляется».
Когда так
было сказано, те странники обратились к домохозяину Анатхапиндике:
«Мы объяснили тебе свои воззрения. Теперь расскажи о своём воззрении».
«Почтенные,
всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого
намерения, возникло зависимо – является непостоянным. Всё, что
является непостоянным – страдательно. Всё страдательное не моё;
я не таков; это не моё «я». Вот каково моё воззрение».
«Домохозяин,
всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого
намерения, возникло зависимо – является непостоянным. Всё, что
является непостоянным – страдательно. И просто лишь к страданию
ты привязан и цепляешься».
«Почтенные,
всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого
намерения, возникло зависимо – является непостоянным. Всё, что
является непостоянным – страдательно. Чётко увидев правильной
мудростью [это воззрение] в соответствии с действительностью:
«Это не моё; я не таков; это не моё «я» – я понимаю в соответствии
с действительностью [в том числе и] спасение от этого»1.
Когда так
было сказано, те странники сидели умолкнувшими, смутившимися,
с опущенными плечами и поникшей головой ушли в себя, не могли
что-либо ответить. И тогда домохозяин Анатхапиндика, осознав,
что эти странники [сидят] умолкнувшими… не могут что-либо ответить,
поднялся со своего сиденья и отправился к Благословенному. [Подойдя],
он поклонился Благословенному, сел рядом и рассказал Благословенному
обо всей беседе с теми странниками. [Благословенный сказал]:
«Хорошо,
хорошо, домохозяин! Именно так этих пустых людей время от времени
нужно тщательно опровергать разумным доводом». И затем он наставил,
воодушевил, вдохновил и порадовал домохозяина Анатхапиндику
беседой о Дхамме. И тогда домохозяин Анатхапиндика, наставленный,
воодушевлённый, вдохновлённый, порадованный беседой о Дхамме,
поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному и ушёл,
обойдя его с правой стороны.
И вскоре
после того, как домохозяин Анатхапиндика ушёл, Благословенный
обратился к монахам: «Монахи, если какой-либо монах, даже который
посвящён [в монашество] уже как сотню лет в этой Дхамме и Винае,
станет тщательно опровергать разумным доводом странников-приверженцев
иных учений, то ему следует опровергать их точно так, как это
сделал домохозяин Анатхапиндика».
|