Однажды
Достопочтенный Махачунда пребывал в стране Четиев у Сахаджати.
Там Достопочтенный Махачунда обратился к монахам: «Друзья монахи!»
«Друг!» – отвечали те монахи. Достопочтенный Махачунда сказал:
«Друзья,
бывает так, что монах – хвастун. Он хвалится [своими] достижениями:
«Я вхожу и выхожу из первой джханы. Я вхожу и выхожу из второй
джханы… третьей… четвёртой… сферы безграничного пространства…
сферы безграничного сознания… сферы отсутствия всего… сферы
ни восприятия, ни не-восприятия. Я вхожу и выхожу из прекращения
восприятия и чувствования».
Татхагата
или его ученик, достигающий джханы – умелый в достижении, умелый
в умах других, умелый в направлениях умов других – задаёт ему
вопросы, спрашивает его, допрашивает его разными путями. Когда
Татхагата или его ученик задаёт ему вопросы, спрашивает его,
допрашивает разными путями – он [в своих ответах] заходит в
тупик и нервничает. На него нисходит бедствие, несчастье, бедствие
и несчастье.
Татхагата
или его ученик, достигающий джханы – умелый в достижении, умелый
в умах других, умелый в направлениях умов других – охватывает
его ум своим собственным умом и смотрит: «Почему этот достопочтенный
хвастун, хвалится [своими] достижениями: «Я вхожу и выхожу из
первой джханы… вхожу и выхожу из прекращения восприятия и чувствования»?
Татхагата или его ученик, охватив его ум своим умом, понимает:
(1) «Долгое
время поведение этого достопочтенного было слабым, некорректным,
ущербным, запятнанным. Он не последователен в соблюдении и следовании
нравственному поведению. Это достопочтенный безнравственен.
Но в Дхамме и Винае, что были провозглашены Татхагатой, безнравственность
является случаем упадка».
(2) «Этот
достопочтенный не имеет веры. Но в Дхамме и Винае, что были
провозглашены Татхагатой, отсутствие веры является случаем упадка».
(3) «Этот
достопочтенный мало изучал и ведёт себя неподобающе. Но в Дхамме
и Винае, что были провозглашены Татхагатой, слабое изучение
[Дхаммы] является случаем упадка».
(4) «Этого
достопочтенного сложно исправить. Но в Дхамме и Винае, что были
провозглашены Татхагатой, сложность исправить является случаем
упадка».
(5) «У этого
достопочтенного плохие друзья. Но в Дхамме и Винае, что были
провозглашены Татхагатой, плохие друзья являются случаем упадка».
(6) «Этот
достопочтенный ленив. Но в Дхамме и Винае, что были провозглашены
Татхагатой, лень является случаем упадка».
(7) «У этого
достопочтенного ум замутнён. Но в Дхамме и Винае, что были провозглашены
Татхагатой, замутнённость ума является случаем упадка».
(8) «Этот
достопочтенный лжец. Но в Дхамме и Винае, что были провозглашены
Татхагатой, лживость является случаем упадка».
(9) «Этого
достопочтенного сложно поддерживать. Но в Дхамме и Винае, что
были провозглашены Татхагатой, сложность поддерживать [монаха]
является случаем упадка».
(10) «Этот
достопочтенный немудр. Но в Дхамме и Винае, что были провозглашены
Татхагатой, отсутствие мудрости является случаем упадка».
Представьте,
друзья, как если бы некий человек сказал своему товарищу: «Когда
тебе для чего-либо понадобятся деньги, мой друг, просто попроси,
и я тебе дам». И когда товарищу понадобились деньги, он сказал
своему другу: «Мне нужны деньги, друг. Дай мне столько-то».
Другой ответил бы: «В таком случае, друг, копай вот здесь».
Он копает, но ничего не находит. Тогда он говорит: «Ты солгал
мне, друг. Ты говорил неправду, когда сказал мне копать здесь».
Другой бы ответил: «Я не солгал тебе, друг, я не говорил неправды.
Давай же, покопай [теперь] там». Он копает и там, но [и там]
ничего не находит. И вновь он говорит: «Ты солгал мне, друг.
Ты говорил неправду, когда сказал мне копать там». Другой ответил
бы: «Я не солгал тебе, друг, я не говорил неправды. Давай же,
покопай [теперь ещё и вот] там». Он копает [ещё] и там, но [и
там] ничего не находит. Тогда он говорит: «Ты солгал мне, друг.
Ты говорил неправду, когда сказал мне копать там». Другой ответил
бы: «Я не солгал тебе, друг, я не говорил неправды. Я был помешан,
был вне себя».
Точно
также, друзья, бывает так, что монах – хвастун. Он хвалится
[своими] достижениями: «Я вхожу и выхожу из первой джханы… 1
...«Этот достопочтенный немудр. Но в Дхамме и Винае, что были
провозглашены Татхагатой, отсутствие мудрости является случаем
упадка».
Воистину,
друзья, не может быть такого, чтобы монах, не отбросивший этих
десяти вещей, достиг бы роста, совершенствования, зрелости в
этой Дхамме и Винае. Но может быть так, что монах, который отбросил
эти десять вещей, достигнет роста, совершенствования, зрелости
в этой Дхамме и Винае».
|