[Благословенный
сказал]: «Там достопочтенный Сарипутта обратился к монахам: «Друзья
монахи!»
«Друг!» – отвечали те монахи. Достопочтенный Сарипутта сказал:
«Друзья,
«личность, подверженная упадку; личность, подверженная упадку»
– так говорят. Каким образом Благословенный говорил о личности,
подверженной упадку, и личности, не подверженной упадку?»
«Мы пришли
сюда издалека, друг, чтобы получить разъяснение смысла этого
утверждения у достопочтенного Сарипутты. В самом деле, было
бы хорошо, если бы достопочтенный Сарипутта прояснил бы значение
этого утверждения. Услышав это из уст Достопочтенного Сарипутты,
монахи запомнят это».
«В таком
случае, друзья, слушайте внимательно. Я буду говорить».
«Да, друг» – ответили те монахи. Достопочтенный Сарипутта сказал:
«Каким образом,
друзья, Благословенный говорил о личности, подверженной упадку?
Вот монах не слушает учений, которых он не слышал прежде; забывает
те учения, которые он уже слышал; не вспоминает те учения, с
которыми он уже знаком; не понимает того, чего [ранее] он не
понял. Вот каким образом, друзья, Благословенный говорил о личности,
подверженной упадку.
И каким
образом, друзья, Благословенный говорил о личности, не подверженной
упадку? Вот монах слушает те учения, которых он не слышал прежде;
не забывает тех учений, которые он уже слышал; вспоминает те
учения, с которыми он уже знаком; и понимает то, чего [ранее]
он не понял. Вот каким образом, друзья, Благословенный говорил
о личности, не подверженной упадку.
Друзья,
монах, который не обладает умением [видеть] направления умов
других, [должен тренировать себя так]: «Я буду обладать умением
[видеть] направления своего собственного ума». Вот как вам следует
тренировать себя.
И каким
образом, друзья, монах обладает умением [видеть] направления
своего собственного ума? Подобно молодому человеку, или девушке – юной, молодой, которой нравится красота – которая изучает
отражение своего лица в ярком чистом зеркале или в чаше с чистой
водой. Если она увидит грязь или пятно, она постарается устранить
его. Если она не увидит ни грязи, ни пятна, она будет рада этому,
её желание будет исполнено и она подумает: «Как прекрасно, что
я чиста!» Точно так же, когда монах изучает сам себя, то это
очень полезно для монаха в отношении [возрастания его] благих
качеств. [И ему следует спросить себя]:
* (1) «Часто ли я жажду [чего-либо]?
Есть ли во мне это качество или нет?
*
(2) Часто ли я недоброжелателен? …
*
(3) Часто ли я лишён лени и сонливости? …
*
(4) Часто ли я спокоен? …
*
(5) Часто ли я лишён сомнений? …
*
(6) Часто ли я пребываю без злобы? …
*
(7) Часто ли мой ум не загрязнён? …
*
(8) Часто ли я обретаю внутреннюю радость Дхаммы? …
*
(9) Часто ли я обретаю внутреннее успокоение ума? …
*
(10) Часто ли я обретаю высшую мудрость прозрения в феномены?
Есть ли во мне это качество или нет?»
Если посредством такого самонаблюдения монах не видит в себе
наличия этих благих качеств, то ему следует приложить дополнительное
желание, усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность
и бдительность ради обретения этих благих качеств. Подобно тому,
как тот, у кого загорелась бы одежда или [волосы] на голове,
приложил бы дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление,
неутомимость, осознанность и бдительность для того, чтобы потушить
[пламя] на своей одежде или голове – то точно так же этот монах
должен приложить дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление,
неутомимость, осознанность и бдительность ради обретения этих
благих качеств.
Но если
посредством такого самонаблюдения монах видит в себе наличие
некоторых из [этих] благих качеств, но не остальных, то ему
следует утвердиться в этих благих качествах, которые он видит
в себе, и приложить дополнительное желание, усилие, старание,
воодушевление, неутомимость, осознанность и бдительность ради
обретения тех благих качеств, которых он не видит в себе. Подобно
тому, как тот, у кого загорелась бы одежда… – то точно так же
этому монаху следует утвердиться в этих благих качествах, которые
он видит в себе, и приложить дополнительное желание… ради обретения
тех благих качеств, которых он не видит в себе.
Но если
посредством такого самонаблюдения монах видит, что все эти благие
качества наличествуют в нём, то ему следует утвердиться в этих
самых благих качествах и приложить дальнейшие усилия для достижения
уничтожения загрязнений [ума]».
|