[Благословенный
сказал]: «Монахи, монах, который не обладает умением [видеть]
направления умов других, [должен тренировать себя так]: «Я буду
обладать умением [видеть] направления своего собственного ума».
И каким
образом монах обладает умением [видеть] направления своего собственного
ума? Подобно молодому человеку или девушке – юной, молодой,
которой нравится красота – которая изучает отражение своего
лица в ярком чистом зеркале или в чаше с чистой водой. Если
она увидит грязь или пятно, она постарается устранить его. Если
она не увидит ни грязи, ни пятна, она будет рада этому, её желание
будет исполнено и она подумает: «Как прекрасно, что я чиста!»
Точно также,
когда монах изучает сам себя [следующим образом], то это очень
полезно для монаха в отношении [возрастания его] благих качеств:
«Обретаю ли я внутренне успокоение ума или нет? Обретаю ли я
высшую мудрость прозрения в феномены или нет?»
(1) Если
посредством такого самонаблюдения монах знает: «Я обретаю внутреннее
успокоение ума, но не высшую мудрость прозрения в феномены» – то ему следует утвердиться во внутреннем успокоении ума и
приложить усилие к обретению высшей мудрости прозрения в феномены.
Затем, спустя некоторое время, он обретёт и внутреннее успокоение
ума, и высшую мудрость прозрения в феномены.
(2) Но,
если посредством такого самонаблюдения он знает: «Я обретаю
высшую мудрость прозрения в феномены, но не внутреннее успокоение
ума» – то ему следует утвердиться в высшей мудрости прозрения
в феномены и приложить усилие к обретению внутреннего успокоения
ума. Затем, спустя некоторое время, он обретёт и высшую мудрость
прозрения в феномены, и внутреннее успокоение ума.
(3) Но,
если посредством такого самонаблюдения он знает: «Я не обретаю
ни внутреннего успокоения ума, ни высшей мудрости прозрения
в феномены» – то ему следует приложить дополнительное желание,
усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность
и бдительность ради обретения этих обоих благих качеств. Подобно
тому, как тот, у кого загорелась бы одежда или [волосы] на голове,
приложил бы дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление,
неутомимость, осознанность и бдительность для того, чтобы потушить
[пламя] на своей одежде или голове – то точно также этот монах
должен приложить дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление,
неутомимость, осознанность и бдительность ради обретения этих
обоих благих качеств. Затем, спустя некоторое время, он обретёт
и внутреннее успокоение ума, и высшую мудрость прозрения в феномены.
(4) Но,
если посредством такого самонаблюдения он знает: «Я обретаю
и внутреннее успокоение ума и высшую мудрость прозрения в феномены» – то ему следует утвердиться в этих самых благих качествах и
приложить дальнейшее усилие к достижению уничтожения загрязнений
[ума].
Одеяния,
я говорю вам, двояки: те, которыми можно воспользоваться и те,
которыми нельзя. Еда, полученная как подаяние, я говорю вам,
также двояка: та, которой можно воспользоваться и та, которой
нельзя. Жилища, я говорю вам, также двояки: те, которыми можно
воспользоваться и те, которыми нельзя. Деревни или города, я
говорю вам, также двояки: те, которые можно посещать и те, которые
нельзя посещать. Страны и регионы, я говорю вам, также двояки:
те, которые можно посещать и те, которые нельзя посещать. Люди,
я говорю вам, также двояки: те, с которыми можно общаться и
те, с которыми нельзя.
(5) Когда
так было сказано: «Одеяния, я говорю вам, двояки: те, которыми
можно воспользоваться и те, которыми нельзя» – то почему так
было сказано? Если кто-либо знает об одеянии: «Когда я использую
это одеяние, то неблагие качества увеличиваются во мне, благие
качества уменьшаются» – то тогда ему не следует использовать
такое одеяние. Но если он знает об одеянии: «Когда я использую
это одеяние, то благие качества увеличиваются во мне, неблагие
качества уменьшаются» – то тогда ему следует использовать такое
одеяние. Когда так было сказано: «Одеяния, я говорю вам, двояки:
те, которыми можно воспользоваться и те, которыми нельзя» – то вот почему так было сказано.
(6) Когда
так было сказано: «Еда, полученная как подаяние, я говорю вам,
также двояка: та, которой можно воспользоваться и та, которой
нельзя» – почему так было сказано? Если кто-либо знает о еде:
«Когда я использую эту еду, то неблагие качества увеличиваются
во мне, благие качества уменьшаются» – то тогда ему не следует
использовать такую еду. Но если он знает о еде: «Когда я использую
эту еду, то благие качества увеличиваются во мне, неблагие качества
уменьшаются» – то тогда ему следует использовать такую еду.
Когда так было сказано: «Еда, полученная как подаяние, я говорю
вам, также двояка: та, которой можно воспользоваться и та, которой
нельзя» – то вот почему так было сказано.
(7) Когда
так было сказано: «Жилища, я говорю вам, также двояки: те, которыми
можно воспользоваться и те, которыми нельзя» – то почему так
было сказано? Если кто-либо знает о жилище: «Когда я использую
это жилище, то неблагие качества увеличиваются во мне, благие
качества уменьшаются» – то тогда ему не следует использовать
такое жилище. Но если он знает о жилище: «Когда я использую
это жилище, то благие качества увеличиваются во мне, неблагие
качества уменьшаются» – то тогда ему следует использовать такое
жилище. Когда так было сказано: «Жилища, я говорю вам, двояки:
те, которыми можно воспользоваться и те, которыми нельзя» – то вот почему так было сказано.
(8) Когда
так было сказано: «Деревни или города, я говорю вам, также двояки:
те, которые можно посещать и те, которые нельзя посещать» – то почему так было сказано? Если кто-либо знает о деревне или
городе: «Когда я посещаю эту деревню или город, то неблагие
качества увеличиваются во мне, благие качества уменьшаются» – то тогда ему не следует посещать такую деревню или город.
Но если он знает о деревне или городе: «Когда я посещаю эту
деревню или город, то благие качества увеличиваются во мне,
а неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует посещать
такую деревню или город. Когда так было сказано: «Деревни или
города, я говорю вам, также двояки: те, которые можно посещать
и те, которые нельзя посещать» – то вот почему так было сказано.
(9) Когда
так было сказано: «Страны и регионы, я говорю вам, также двояки:
те, которые можно посещать и те, которые нельзя посещать» – то почему так было сказано? Если кто-либо знает о стране или
регионе: «Когда я посещаю эту страну или регион, то неблагие
качества увеличиваются во мне, благие качества уменьшаются» – то тогда ему не следует посещать такую страну или регион.
Но если он знает о стране или регионе: «Когда я посещаю эту
страну или регион, то благие качества увеличиваются во мне,
а неблагие качества уменьшаются» – то тогда ему следует посещать
такую страну или регион. Когда так было сказано: «Страны и регионы,
я говорю вам, также двояки: те, которые можно посещать и те,
которые нельзя посещать» – то вот почему так было сказано.
(10) Когда
так было сказано: «Люди, я говорю вам, также двояки: те, с которыми
можно общаться и те, с которыми нельзя» – то почему так было
сказано? Если кто-либо знает о человеке: «Когда я общаюсь с
этим человеком, то неблагие качества увеличиваются во мне, благие
качества уменьшаются» – то тогда ему не следует общаться с этим
человеком. Но если он знает о человеке: «Когда я общаюсь с этим
человеком, то благие качества увеличиваются во мне, неблагие
качества уменьшаются» – то тогда ему следует общаться с этим
человеком. Когда так было сказано: «Люди, я говорю вам, также
двояки: те, с которыми можно общаться и те, с которыми нельзя» – то вот почему так было сказано».
|