Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И тогда царь Пасенади Косальский вернулся с военного фронта, победивший
в битве, достигший своей цели1.
И тогда царь Пасенади Косальский отправился в парк. Он ехал в
экипаже, покуда дорога была проходимой, а затем спешился и вошёл
в парк пешком. В тот момент группа монахов ходила, [медитируя],
вперёд и назад под открытым небом. И тогда царь Пасенади Косальский
подошёл к тем монахам и спросил их:
«Достопочтенные,
где сейчас пребывает Благословенный, Арахант, Полностью Просветлённый?
Я хотел бы увидеть Благословенного, Араханта, Полностью Просветлённого».
«Великий
царь, вот его хижина с закрытой дверью. Подходи к ней тихо.
Без спешки взойди на крыльцо, прокашляйся и постучи. Благословенный
откроет тебе дверь».
И затем
царь Пасенади тихонько подошёл к хижине с закрытой дверью. Без
спешки он вошёл на крыльцо, прокашлялся и постучал. Благословенный
открыл дверь. И тогда царь Пасенади упал в ноги Благословенному,
расцеловал стопы и погладил их руками, произнося своё имя: «Господин,
я царь Пасенади Косальский! Господин, я царь Пасенади Косальский!»
«Но, великий
царь, по каким причинам ты выражаешь такое высочайшее почтение
этому телу и проявляешь такое подношение доброжелательности?»
«Господин,
из моей благодарности и признательности я выражаю такое высочайшее
почтение Благословенному и проявляю такое подношение доброжелательности
ему.
(1) Ведь,
Господин, Благословенный практикует ради благополучия многих
людей и счастья многих людей. Он утвердил многих людей в благородном
методе, то есть, в пути хорошей Дхаммы, в пути благой Дхаммы.
Такова первая причина, по которой я выражаю такое высочайшее
почтение Благословенному и проявляю такое подношение доброжелательности
ему.
(2) Далее,
Господин, Благословенный нравственен, со зрелым поведением,
с благородным поведением, с благим поведением, наделён благим
поведением. Такова другая причина, по которой я выражаю такое
высочайшее почтение…
(3) Далее,
Господин, долгое время Благословенный был тем, кто проживает
в лесу, затворяется в уединённых лесных обиталищах и рощах.
Поскольку это так, то это ещё одна причина, по которой я выражаю
такое высочайшее почтение…
(4) Далее,
Господин, Благословенный довольствуется любым видом одеяния,
еды, жилища, лекарств и обеспечения для больного. Это ещё одна
причина, по которой я выражаю такое высочайшее почтение…
(5) Далее,
Господин, Благословенный достоин даров, достоин гостеприимства,
достоин подношений, достоин уважения, непревзойдённое поле заслуг
для мира. Это ещё одна причина, по которой я выражаю такое высочайшее
почтение…
(6) Далее,
Господин, Благословенный слушает по желанию, без сложностей
и проблем, беседу, связанную с отшельнической жизнью, которая
ведёт к уничтожению [загрязнений ума], ведёт к раскрытию сердца,
то есть – беседу о малом количестве желаний, о довольствовании
[тем, что есть], об уединении, об отсутствии связанности [с
другими], о зарождении усердия, о нравственном поведении, о
сосредоточении, о мудрости, об освобождении, о знании и видении
освобождения. Это ещё одна причина, по которой я выражаю такое
высочайшее почтение…
(7) Далее,
Господин, Благословенный достигает по желанию, без сложностей
и проблем, четырёх джхан, что составляют высший ум и являются
приятными пребываниями в этой самой жизни. Это ещё одна причина,
по которой я выражаю такое высочайшее почтение…
(8)
Далее, Господин, Благословенный вспоминает свои многочисленные
прошлые обители: одну жизнь, две жизни, три жизни, четыре, пять,
десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто
тысяч, многие циклы распада [мира], многие циклы эволюции [мира],
вспоминая: «Там у меня было такое-то имя, я жил в таком-то роду, имел такую-то внешность. Таковой была моя пища, таковым было моё переживание удовольствия и боли, таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился здесь. И там у меня тоже было такое-то имя… таковым был конец моей жизни. Умерев в той жизни, я появился [теперь уже] здесь». Так он вспоминает
свои прошлые обители в подробностях и деталях. Поскольку это
так, то это ещё одна причина, по которой я выражаю такое высочайшее
почтение…
(9)
Далее, Господин, Благословенный видит за счёт божественного
глаза, очищенного и превосходящего человеческий, смерть и перерождение
существ, различает низших и великих, красивых и уродливых, счастливых
и несчастных, в соответствии с их каммой: «Эти существа, что
имели дурное поведение телом, речью и умом, оскорблявшие благородных,
придерживавшиеся неправильных воззрений и действовавшие под
влиянием неправильных воззрений, с распадом тела, после смерти,
рождаются в мире лишений, в плохих местах, в нижних мирах, в
аду. Но эти существа, что имели хорошее поведение телом, речью
и умом, не оскорблявшие благородных, придерживавшиеся правильных
воззрений и действовавшие под влиянием правильных воззрений,
с распадом тела, после смерти, рождаются в приятных местах,
в небесных мирах». Так, посредством божественного глаза, очищенного
и превосходящего человеческий, он видит смерть и перерождение
существ, различает низших и великих, красивых и уродливых, счастливых
и несчастных, в соответствии с их каммой. Поскольку это так,
то это ещё одна причина, по которой я выражаю такое высочайшее
почтение…
(10) Далее,
Господин, Благословенный, за счёт уничтожения умственных загрязнений,
прямо [здесь и сейчас] в этой самой жизни, входит и пребывает
в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, напрямую
зная и проявляя это для себя самостоятельно. Поскольку это так,
то это ещё одна причина, по которой я выражаю такое высочайшее
почтение Благословенному и проявляю такое подношение доброжелательности
ему.
А теперь,
Господин, нам нужно идти. Мы заняты и у нас очень много дел».
«В таком
случае, великий царь, можешь идти, когда посчитаешь нужным».
И тогда
царь Пасенади Косальский поднялся со своего сиденья, поклонился
Благословенному, обошёл его с правой стороны и ушёл.
|