Однажды
Благословенный пребывал в стране Куру, где находился город Куру
под названием Каммасадамма. Там Благословенный обратился к монахам:
«Монахи!»
«Да, Учитель»
– отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
таковы десять обителей Благородных, в которых пребывают Благородные
прошлого, настоящего, будущего. Какие десять?
Вот монах
отбросил пять факторов, наделён шестью факторами, имеет единственного
охранника и четыре опоры; рассеял личностные истины, всецело
оставил поиски, очистил свои устремления, успокоил телесную
активность и стал хорошо освобождённым в уме и хорошо освобождённым
в мудрости.
(1) И как
монах отбросил пять факторов? Вот монах отбросил
*
чувственное желание,
*
недоброжелательность,
*
лень и апатию,
*
неугомонность и сожаление,
*
сомнение.
Вот так монах отбросил пять факторов.
(2) И как
монах наделён шестью факторами? Вот, увидев форму глазом, монах
ни обрадован, ни опечален, но пребывает невозмутимым, осознанным
и бдительным. Услышав ухом звук… унюхав носом запах… Различив
языком вкус… Ощутив тактильное ощущение телом… Познав ментальный
феномен умом, монах ни обрадован, ни опечален, но пребывает
невозмутимым, осознанным и бдительным.
(3) И как
монах имеет единственного охранника? Вот монах обладает умом,
охраняемым осознанностью. Вот так монах имеет единственного
охранника.
(4)
И как монах имеет четыре опоры? Вот, рассмотрев [это должным
образом], монах использует одни вещи, терпит другие вещи, избегает
ещё другие вещи, и рассеивает ещё другие. Вот так монах имеет
четыре опоры1.
(5) И как
монах рассеял личностные истины? Вот, любые заурядные личностные
истины, которых придерживаются заурядные жрецы и отшельники – как то:
*
«Мир вечен» или «Мир не вечен»,
*
«Мир ограничен» или «Мир безграничен»,
*
«Душа и тело – это одно и то же» или «Душа это одно, а тело
– иное»,
*
«Татхагата существует после смерти»,
*
«Татхагата не существует после смерти»,
*
«Татхагата и существует и не существует после смерти»,
*
«Татхагата ни существует, ни не существует после смерти»,
– монах оставил и рассеял их все, отказался от них, отверг их,
отпустил их, отбросил и избавился от них. Вот так монах рассеял
личностные истины.
(6) И как
монах всецело оставил поиски? Вот монах отбросил поиски чувственных
наслаждений, поиски существования, и ослабил поиски святой жизни.
Вот так монах всецело оставил поиски.
(7) И как
монах очистил свои устремления? Вот монах отбросил чувственное
устремление, недоброжелательное устремление, устремление причинять
вред. Вот так монах очистил свои устремления.
(8)
И как монах успокоил телесную активность? Вот, с оставлением
удовольствия и боли – как и с предшествующим угасанием радости
и недовольства, – монах входит и пребывает в четвёртой джхане:
[он пребывает] в чистейшей осознанности, [очищенной] невозмутимостью,
в ни-удовольствии-ни-боли. Вот так монах успокоил телесную активность2.
(9) И как
монах хорошо освобождён в уме? Вот ум монаха освобождён от жажды,
злобы, заблуждения. Вот так монах хорошо освобождён в уме.
(10) И как
монах хорошо освобождён мудростью? Вот монах понимает: «Я отбросил
жажду, срубил её под корень, сделал её подобной обрубку пальмы,
уничтожил так, что она более не сможет возникнуть в будущем.
Я отбросил злобу… Я отбросил заблуждение, срубил его под корень,
сделал его подобным обрубку пальмы, уничтожил так, что оно более
не сможет возникнуть в будущем». Вот так монах хорошо освобождён
мудростью.
Монахи,
какие бы Благородные в прошлом ни пребывали в благородных обителях,
все они пребывали в этих самых десяти благородных обителях.
Какие бы Благородные в будущем ни будут пребывать в благородных
обителях, все они будут пребывать в этих самых десяти благородных
обителях. Какие бы Благородные в настоящем ни пребывают в благородных
обителях, все они пребывают именно в этих самых десяти благородных
обителях.
Таковы десять
обителей Благородных, в которых пребывают Благородные прошлого,
настоящего, будущего».
|