Главная > Жизнь > Частые вопросы > Помехи при медитации
Учение и практика
История и современность
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Буддизм в повседневной жизни Отчёты и впечатления СМИ о буддизме Колонка редакции Буддийское искусство
 

Каковы основные препятствия для медитации?

Медитирующие сталкиваются лицом к лицу с рядом глубоко укоренившихся психических привычек, которые мешают их умам испытывать внутренний мир и взращивать проницательность. Будда указал, в частности, на пять. Вне зависимости от техники медитации, которую используют медитирующие, их задача состоит в том, чтобы оказаться вне пределов досягаемости этих пяти «помех».

Первой помехой для медитации являются удовольствия, получаемые от видимых форм, звуков, запахов, вкусов, и физических ощущений. При сидячей медитации воспоминания и фантазии, основанные на приятных темах, сбивают ум практикующего. Наиболее мощным выражением этой помехи являются сексуальные фантазии, но она может также проявляться как набор мыслей, связанных с едой, развлечениями, спортом, политическими вопросами – по сути, со всем тем, о чём медитирующий любит думать.

Вторая помеха – это недоброжелательность. При медитации недоброжелательность может варьироваться от сильных чувств ненависти и предвзятого отношения на одном конце спектра, до едва уловимого отвращения от переживаний, ощущаемых как неприятные, на другом его конце. Недоброжелательность может быть направлена на самого себя, на других, и на окружающую обстановку.

Третья помеха – это лень и апатия. Эта помеха включает в себя лень, скуку, и вялость ума. При её грубом проявлении медитирующий засыпает или входит в сумрачное бессознательное состояние. В своём более тонком проявлении помеха состоит в небольшой жёсткости и неповоротливости ума.
Четвёртая помеха имеет две стороны. С одной стороны, это умственное возбуждение – «обезьяний ум» – при котором ум неустанно перемещается от одной мысли к другой, подобно тому, как обезьяна прыгает с ветки на ветку, не имея конкретной цели. Вторая сторона – это потакание беспокойству, тревоге, и чувству вины.

Пятая помеха состоит в том, что присутствуют умственные колебания и нерешительность, разновидности сомнения. Сомнение не является пагубным, если оно проистекает из-за недостаточности наличия информации для принятия правильного решения, но становится помехой , когда медитирующие обладают всей необходимой информацией, чтобы действовать, но не в состоянии взять на себя обязательства по любому ответвлению практики. Медитирующий, охваченный этой помехой, задаёт вопросы, такие как «Но что, если это неправильно?», «Что, если это пустая трата времени?» и ожидает ответов перед тем, как приложить усилия.


(к списку вопросов)

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт