|
Каковы основные препятствия для медитации?
|
едитирующие
сталкиваются лицом к лицу с рядом глубоко укоренившихся
психических привычек, которые мешают их умам испытывать
внутренний мир и взращивать проницательность. Будда
указал, в частности, на пять. Вне зависимости от техники
медитации, которую используют медитирующие, их задача
состоит в том, чтобы оказаться вне пределов досягаемости
этих пяти «помех».
Первой помехой для медитации являются удовольствия,
получаемые от видимых форм, звуков, запахов, вкусов,
и физических ощущений. При сидячей медитации воспоминания
и фантазии, основанные на приятных темах, сбивают
ум практикующего. Наиболее мощным выражением этой
помехи являются сексуальные фантазии, но она может
также проявляться как набор мыслей, связанных с едой,
развлечениями, спортом, политическими вопросами – по сути, со всем тем, о чём медитирующий любит думать.
Вторая помеха – это недоброжелательность. При медитации
недоброжелательность может варьироваться от сильных
чувств ненависти и предвзятого отношения на одном
конце спектра, до едва уловимого отвращения от переживаний,
ощущаемых как неприятные, на другом его конце. Недоброжелательность
может быть направлена на самого себя, на других, и
на окружающую обстановку.
Третья помеха – это лень и апатия. Эта помеха включает
в себя лень, скуку, и вялость ума. При её грубом проявлении
медитирующий засыпает или входит в сумрачное бессознательное
состояние. В своём более тонком проявлении помеха
состоит в небольшой жёсткости и неповоротливости ума.
Четвёртая помеха имеет две стороны. С одной стороны,
это умственное возбуждение – «обезьяний ум» – при
котором ум неустанно перемещается от одной мысли к
другой, подобно тому, как обезьяна прыгает с ветки
на ветку, не имея конкретной цели. Вторая сторона – это потакание беспокойству, тревоге, и чувству вины.
Пятая помеха состоит в том, что присутствуют умственные
колебания и нерешительность, разновидности сомнения.
Сомнение не является пагубным, если оно проистекает
из-за недостаточности наличия информации для принятия
правильного решения, но становится помехой , когда
медитирующие обладают всей необходимой информацией,
чтобы действовать, но не в состоянии взять на себя
обязательства по любому ответвлению практики. Медитирующий,
охваченный этой помехой, задаёт вопросы, такие как
«Но что, если это неправильно?», «Что, если это пустая
трата времени?» и ожидает ответов перед тем, как приложить
усилия.
(к
списку вопросов)
|
|