|
 |
 |

|
|
Буддизм
как мировая религия
|
|
|
уддизм
- это философия или религия? Ответить на этот вопрос
можно по-разному. Буддизм, как мировая религия - разноплановое
явление, которое сложно свести к какой-то одной модели.
В зависимости от точки зрения наблюдателя, ответ может
быть различным. Можно сказать, что буддизм - философия.
Можно сказать, что духовный путь. А можно причислить
его и к религии.
Возникновение буддизма связывают с именем Сиддхаттхи
Готамы, ставшего впоследствии Буддой.
Сиддхаттха происходил из варны кшатриев - воинского
сословия древней Индии. Идеи Вед, хотя и изучались юным
принцем, хотя и были впитаны им с молоком кормилицы,
но всё же не являлись для него столь дорогими, как для
урождённых брахманов, призванных быть их истинными хранителями.
Возмужав, Готама начал искал свой путь. И путь этот
прошёл и через Веды и через йогу, которой он учился
у своих учителей и через суровую аскезу, которой он
предавался, отвергнув старые доктрины и методы. Неслучайно
древний буддизм впитал в себя множество идей брахманизма,
преломив их в свете буддийского учения о непостоянстве
и бренности всего тварного мира. Культура буддизма,
во многом несёт на себе отпечаток мировоззрения индуизма.
Примерно так же, как идеи Торы оказали влияние на раннехристианскую
и исламскую космологию и гноссеологию, образы, заключённые
в упанишадах и ведах, сформировали те смысловые поля,
в рамках которых оперировал Будда, и которые были доступны
для его слушателей.
Однако, в отличие от индуизма, с его персонификацией
творца и различных сил природы в виде ведических богов,
требующих не только поклонения, но и жертвоприношений
живых существ, истины буддизма
указывали путь из колеса
перерождений всем ищущим освобождения без опоры
на божественные силы. Уже не бог, но человек в буддизме,
в противоположность брахманским доктринам, становится
центральной фигурой мироздания. Буддийская практика
ставит своей целью не связь с богом (что обычно считается
главным признаком религии), а достижение освобождения
от сансары.
уть
к ниббане,
который провозглашают благородные истины
буддизма, не является лёгким. Обычный человек, живущий
жизнью домохозяина и ограничивающий свою практику соблюдением
обетов нравственности и развитием щедрости, мог потерять
силы и уверенность в правильности избранной дороги.
И тогда ему необходимы были наглядные ориентиры в виде
зримых символов и религиозных церемоний.
Естественно, что буддизм
не мог обойти эту сторону жизни и включил все необходимые
атрибуты в свою структуру. Культура буддизма уже в древности
вызвала к жизни множество зримых образов
Будды, ближайших
учеников и богов. Принципы буддизма были запечатлены
в камне и бронзе, увековечены в росписях и архитектурных
ансамблях. Символы буддизма стали тем языком, который
в образной форме раскрывал верующим суть доктрины.
Помимо зримых символов религия буддизм имеет все те
атрибуты, которые современными религиоведами выделяются
в качестве признаков религии. Это своё священное писание
- сборник книг Типитаки
и комментариев к ней. Своего основателя - Будду, и свою
«церковную организацию» - Сангху, своих «священнослужителей»
- бхиккху, свои монастыри
и свои линии преемственности.
Не избегает буддизм и вопроса общения со сверхъестественными
сущностями - c различными божествами и невидимыми существами
- дэвами, яккхами и нагами. Диалоги Будды, обращённые
к перечисленным персонажам, присутствуют уже в ранних
суттах Канона. А некоторые тексты, имеющие названия
«паритта», были даны Буддой специально для чтения этим
существам.
Позднее культура буддизма, особенно в странах распространения
Махаяны, обогатилась многочисленными местными божествами
и духами, преимущественно анимистического происхождения.
В традиционно буддийских странах буддизм в качестве
религии воспринимает весьма значительное число людей,
считающих себя буддистами.
(к
списку вопросов)
|
|
|
 |
|
|