|
 |
 |

|
|
Почему
буддизм не признаёт Бога Творца?
|
|
|
асто
задают вопрос, почему в буддизме нет Бога Творца, или
почему буддизм не признаёт существования Бога. Ответ
лежит в пробуждении Будды
в истину мироустройства. В ночь своего просветления
под деревом Бодхи он увидел, что процесс возникновения
живых существ идёт с безначального прошлого. Первого
момента существования того или иного живого существа
найти невозможно. Никогда не было в далёком прошлом
некоего «акта творения» Всемогущим Богом, но существа
продолжали умирать и рождаться вновь из-за неведения
и жажды, обрекая тем самым себя на бесчисленные страдания
жизни.
Однако Будда видел, что существуют могущественные божества,
и некоторые из них мнят себя вечными, всегда существующими,
не подверженными смерти, хоть на самом деле это и не
так. Маха
Брахма мнит себя творцом мира, создателем мира,
сотворителем живых существ, всемогущим Богом - хотя
это тоже неправда и Будда объясняет почему: в момент
развёртывания мира все существа находятся в мире лучезарных
брахм, и когда первое существо этого мира умирает, оно
ниспадает в пустой мир Брахмы. Возникнув там, оно рассуждает
о том, что было бы хорошо, если бы и другие существа
были в этом мире. И вскоре из мира лучезарных брахм
ниспадают и другие божества, также рождаясь в мире Брахмы.
Брахма начинает мнить себя творцом существ, поскольку
он пожелал - и существа возникли. А после рождённые
брахмы в свою очередь начинают мнить Творцом этого первого
Брахму.
Также в Брахмаджхала сутте Будда утверждает, что некоторые
аскеты и отшельники, ведя чистую святую жизнь и занимаясь
духовной практикой, могут вспомнить одно прошлое рождение
- и они вспоминают
свою божественную жизнь в Мире Брахмы. На основании
этого они утверждают, что есть Бог Создатель, Бог Творец,
который низвергнул их на Землю. Однако такое их знание,
хоть и является прямым опытом, откровением, всё же неполно
и ограничено, в отличие от прямого знания Будды.
Будда, обладая способностью познать любой феномен мира,
утверждает, что не Бог создаёт живых существ, а они
сами создают себя посредством неведения и жажды. Кроме
того, бесполезно молиться богам, или одному богу, поскольку
нет существа, которое обладало бы всемогуществом и поэтому
нет существа, которое могло бы спасти кого-либо от бесконечной
круговерти рождений и смертей. Только очень редко возникающие
в мире будды указывают Путь,
пройдя по которому человек может освободиться от страданий
жизни. И даже это каждый делает для себя самостоятельно,
а будды - всего лишь учителя.
(к
списку вопросов)
|
|
|
 |
|
|