Образ жизни > Отчёты и впечатления > 2010
 
 
Как я побывал в саманерах.
страница: 1 / 1

Отчёт Ивана Фёдорова о пострижении в саманеры в ват Бансуан. Таиланд. Зима 2010 года.

Одну из стран Тхеравады, т. е. Тайланд, мы решили посетить еще за полгода до этих событий. Мы – это Владимир, буддист из Москвы, и Иван (то есть я), буддист из Питера. Основной задачей нашей поездки было: для Владимира – пострижение в монахи на неопределенный срок, для меня – пробное пострижение в саманеры на месяц. Таким образом, мы, окончательно определившись с датой отъезда, еще за три месяца взяли билеты до Бангкока.

Прилетев в столицу Тайланда, мы остановились в гостинице. Переночевав там, мы двинулись по Бангкоку на поиски спецмагазинов, нам нужно было купить кое-что из монашеских вещей для пострижения и кое-какой алтарной утвари (для организации алтаря в нашем центре в С.-Петербурге). Мы сразу отметили несоответствие карт, которых бесплатно набрали еще в аэропорту, действительной картине местности, но так как Владимир кстати оказался картографом по образованию, то мы довольно быстро смогли сориентироваться. Поиск нужных товаров и сами покупки заняли у нас около двух дней. Походив по самым крупным торговым точкам и просто поглазев на прелести столицы, мы, закупив всё необходимое, поехали в провинцию Нонтабури в монастырь Ват Чонлапратан, чтобы, переночевав там, отправиться к собственно месту нашего пострижения – в Ват Бансуан, г. Пхаттхалунг.


Ват Чонлапратан представляет из себя типичный монастырь городского типа. В монастыре живет несколько сотен монахов, поэтому различные церемонии, например дана, проходят при большом скоплении народа. В церемонии принимают участие не все монахи, а лишь небольшая их часть. Полученную от мирян пищу затем делят между остальными членами сангхи.

Еще в тайских монастырях присутствует такая особенность - там всегда есть много всякой живности, особенно собак, почему-то, как правило, больных. Ват Чонлапратан в этом плане не исключение. Если днем тебя могут просто облаять ни за что, то ночью собаки, сбившиеся в стаю, принимают угрожающие очертания. Поэтому гулять ночью без палки, которую в случае необходимости можно пустить в ход, там не рекомендуется. Но особое впечатление у меня оставили монастырские петухи, которые в отличие от наших нормальных петухов, кукарекают круглые сутки, чем и лишают неподготовленных людей здорового сна. Нам сказали, что местные кукушки работают здесь по той же схеме, что и петухи, но нам, к счастью, их застать не удалось.


Ват Чонлапратан

Таким образом, немного не выспавшись, мы отправились на железнодорожную станцию Бан-Сы, чтобы сесть на поезд, идущий в Пхаттхалунг. Наш поезд пришел по расписанию. В пути дружелюбные и всегда приветливые тайцы угощали нас всякими непонятными, но вкусными национальными яствами. Расстояние до места назначения, это примерно около 1000 км, наш поезд покрыл за 14 часов.
Нормально выспавшись в поезде, мы рано утром прибыли на место. Ват Бансуан находится недалеко от Пхаттхалунга, возле деревни Кхун Мапхрао, минутах в 10-15 езды на машине. На территории монастыря мы оказались в половину шестого утра. Было еще темно, т. к. светлеет там с 6 до 6:30 утра. Сразу что я отметил – это дикий ор птиц, исходящий от дерева, стоящего посередине монастыря. Также нас встретила и другая живность, которая в отличие от той, что была в Ват Чонлапратан, оказалась более дружелюбна и, главное, там не было петухов.


Ват Бансуан
в процессе рекогносцировки

В Тайланде монахи ходят за подаянием рано утром. В Ват Бансуан это делается в 6 часов утра. Поэтому бханте Хуберт, русскоговорящий монах, который встретил нас и приехал в Ват Бансуан специально на церемонию пострижения, разместив нас, отправился за подаянием в деревню с остальными монахами.
Первый прием пищи в Ват Бансуан происходит с 7:30 до 8:30. Мы еще раз удивились дружелюбности тайцев, когда нас во время даны, как дорогих гостей, сразу же окружили заботой - представили настоятелю, соорудили отдельный "столик" и наставили огромную кучу еды. Мы приняли участие в нашей первой дане в монастыре, только ее по факту давали нам.

Следующие пять дней мы просто принимали участие в жизни монастыря - данах, молебнах, уборках территории, а также занимались подготовкой к церемонии пострижения, учили нужные тексты на языке пали.
На второй день пребывания нам посчастливилось и нас пригласили на участие в церемонии похорон. На территории монастыря находится небольшой крематорий, где тела умерших сжигают сразу же после отпевания. Церемония началась с того, что некий приезжий аджан дал Прибежище всем присутствующим в зале, которых было около сотни, и прочитал какую-то лекцию, естественно на тайском языке, часа на полтора. Затем аджан уехал, а монахи стали читать нужные для таких случаев мантры (фрагменты Абхидхаммы). После прочтения мантр миряне сделали подношения монахам.


Место проведения молебнов и церемоний


Затем последовал еще ряд ритуальных действий. Например, возле тела умершего миряне клали часть чивары, и некоторые из монахов по очереди подходили, брали веер и вставали у гроба, затем что-то сказав, брали одежду и отходили. Как нам объяснил бханте Хуберт, это означает примерно следующее: во времена Будды монахи должны были носить одежды, сшитые из обносков, собранных на кладбище. В наше время это не представляется возможным, поэтому монахи, выполняя данное действие, как бы мысленно приобщаются к канонической бытности.

Во время выноса гроба и переноса его к крематорию монахи держатся за веревочку, привязанную к гробу. Это тоже своего рода мысленное приобщение к канонической традиции медитации на кладбище, утратившей в наше время свою актуальность.
Затем гроб заносят в здание крематория и помещают в топку. После поджигания из трубы начинает валить дым сначала серый, потом черный. В этот момент один из участников церемонии начинает что-то разбрасывать и народ радостно и увлеченно бросается наперегонки подбирать это. Сказали, что это монеты, завернутые в цветную обертку. Смысл этого действия сами тайцы, которых мы спрашивали, не смогли объяснить, видимо просто древняя традиция.

На этом собственно первая часть церемонии похорон была завершена. Я, идя на нее, думал о том, что в буддийской стране с буддийскими представлениями о смерти, я не должен увидеть некое трагическое зрелище. И в самом деле, еще вначале церемонии я отметил существенную разницу между нашими похоронами и тайскими. На лицах тайцев нет тяжелой скорби, люди спокойны. Аджан, который читал лекцию, пропустил даже несколько шуток, которые вызвали легкий смех в зале. Это полное противоречие тому, как христианские священники создают гнетущую и тяжелую атмосферу на похоронных прцессиях. Правда, в конце, в момент прощания с телом, родственников умершего тайца одолели чувства и у них полились слезы.
Уже через несколько часов с обратной стороны печи можно было лицезреть, то, что осталось от некогда живого человека - кучка дымящегося пепла, навевающая мысли о том, чтобы лишний раз подумать о Четырех Благородных Истинах, провозглашенных Буддой.
Вторая и заключительная часть церемонии похорон состоялась через день. Она включала в себя: последнее отпевание, подношения монахам и захоронение праха умершего. Захоронение праха происходит здесь же в монастыре в специальных ступах.

Еще одной отличительной особенностью от русских устоев является то, что вся церемония может быть абсолютно бесплатной. Если ты не сочтешь нужным оставить какие-либо пожертвования монастырю или монахам, на свое усмотрение, то никто тебя за это не упрекнет и в следующий раз не откажут. Это просто считается хорошим тоном - делать монахам или монастырю подношения, совершая это действие, тайцы зарабатывают себе благую камму.
В свободное до пострижения время мы осмотрели еще ряд местных красот, таких как пещерный храм Сумано и монастырь Ват Палилай близ Пхаттхалунга.

Ритуальные действия
с чиварой


Накануне церемонии пострижения мы с местными монахами провели несколько тренировок и генеральную репетицию. И вот, наконец, настал самый важный и волнительный день - день посвящения! Це-ремония была назначена на 8 часов утра, но приготовления начались часа за полтора. Для начала нас побрили и одели в смешные сарафаны, затем наш Упадджая освятил нас. Церемония началась с того, что мы совершили "крестный ход" вокруг святилища три раза. Мы шли впереди с бутонами лотосов в руках, сразу за нами несли наши чивары, и следо-вала длинная вереница приглашенных людей.

Во время церемонии вел съемку репортер местного телевидения, а специально при-глашенный оркестр наигрывал какие-то приятные национальные мотивы. После того как мы, прочитав мантру, вошли в святилище, церемония пошла по заранее выученному и отрепетированному сценарию. На церемонию было приглашено много людей, поэтому наш с Володей уровень волнения был все время высоким.

Так как я стригся в саманеры, то я после получения чивары удалился с церемонии в зрительный зал. После того как Володю посвятили в бхиккху, я к нему присоединился и мы вместе завершили церемонию. В заключение наш Упадджайя произнес длинное наставление.


После того как посвящение было завершено все разошлись, а мы с Володей остались в несколько растерянном состоянии, приступив к новой фазе нашей жизни. Следующие два дня мы вели размеренную жизнь, привыкая к новому качеству и тренируясь облачаться в монашеское одеяние, последнее оказалось не таким простым делом.

На третий день после пострижения мы сами приняли участие в церемонии похорон, только уже в качестве духовных лиц. Нас посадили в кузов автомобиля и повезли в другой монастырь. Когда, уже на месте, монахи рассаживались, Владимир сел с другими бхиккху, а меня, как саманеру, посадили с другими саманерами - мальчатами лет 12-14, что вызывало у окружающих старших монахов улыбки, а у саманер удивление. Затем аджан читал лекцию, мы пели мантры, в общем дальше все было все как обычно.
Впоследствии нам еще не раз приходилось участвовать в церемониях похорон. Володя же получил признание и стал пользоваться популярностью как знаток и исполнитель мантр.
Небольшая подборка фоток из нашей жизни в Ват Бансуан

Затем наши с Володей пути разошлись. Последнюю неделю своего саманерства я, запланированно, провел в лесном монастыре Ват Суан Мок.
Ват Суан Мок представляет из себя лесную территорию с разбросанными по ней монашескими кути, расстояние между которыми 50-100 м. Здесь царят сравнительные уеди-нение и тишина, если не считать естественного шума от местной фауны. Если говорить о медитационной практике, то Ват Суан Мок - самое подходящее для этого места из всех, которые мне удалось посетить в Тайланде. Здесь также существует традиционный пиндапат, но т.к. вблизи монастыря населенных пунктов нет, ходить за подаянием приходилось довольно далеко.


Монашеский кути


Основателем монастыря был весьма известный в Тайланде аджан Буддадаса, место кремации которого находится здесь же на небольшом горном плато. В монастыре проводятся ежемесячные ретриты для мирян и отдельно для монахов. После ретрита монахи обычно целой группой совершают марш-бросок через джунгли - утром уходят, вечером возвращаются. Мне, к сожалению, не удалось попасть на это мероприятие.

Таким образом, проведя неделю в этом замечательном месте, я вернулся в Ват Бансу-ан чтобы снять обеты. Сняв 10 саманерских обетов и получив 5 мирских, я стал готовить-ся к возвращению на родину. Владимир остался в Тайланде еще на несколько месяцев.
На этом закончу мое повествование, хотя о Тайланде можно рассказывать еще много и долго, т. к. эта страна весьма многообразная и интересная и в одном рассказе все не опишешь.



    Автор: Иван Фёдоров
Дата отчёта: 05.03.2010

Просьба ставить прямую ссылку на наш сайт при копировании материалов.


(к фотоальбому путешествия)
(обратно к списку отчётов)


 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт