|
ервый
Буддийский Собор состоялся в 543-542 году до нашей эры,
согласно традиции Тхеравады. Канонические Комментари
объясняют, что покровительствовал организации собора
царь Аджатасатту. Сказано, что собор проводился в зале,
который Аджатасатту приказал построить рядом с пещерой
Саттапаннигуха неподалёку от Раджагахи
через 3 месяца после смерти Будды. Подробности о соборе
можно найти в Винае в главах Кандхаки.
Согласно
этим записям, поводом к тому, что старец Махакассапа
решил созывать собрание, была пренебрежительная фраза,
брошенная одним из монахов касательно строгих правил
монашеской жизни. Монаха звали Субадда, и он получил
пострижение будучи уже в годах. Услышав о кончине
Будды, он выразил возмущение, что требуется всё ещё
соблюдать все правила Винаи. Многие монахи горевали
об уходе Будды, но Суббада пытался показать и хорошую
сторону этого события, сказав им: «Нас мучили фразами:
«Это вам позволено, это не позволено», а теперь мы
можем жить как хотим и нам не нужно делать то, чего
не хочется».
Махакассапу
встревожили эти его слова. Он побоялся, что Дхамма
и Виная могут быть искажены, если и другие монахи
будут вести себя как Субадда. Поэтому он решил, что
Дхамма-Винаю требуется защитить. После согласия Сангхи
он решил собрать собор из 500 арахантов, что и случилось
в ближайший сезон дождей. Махакассапа председательствовал
на соборе.
Первое,
к чему обратился Махакассапа, была Виная. Он вопрошал
самого выдающегося знатока Винаи на тот момент – почтенного
Упали, которого сам Будда обучил всем правилам Винаи.
Особо тщательно были выспрошены детали главнейших
нарушений – параджики. Упали давал глубокие
и точные ответы и комментарии, получив единогласное
одобрение со стороны присутствующей на соборе Сангхи.
На Первом Соборе также официально закрыли главу Винаи
о второстепенных и незначительных правилах, утвердив
их соблюдение.
Затем
Махакассапа обратился к Ананде, поскольку тот
был экспертом по всем вопросам Дхаммы. К счастью,
за ночь до проведения собора Ананда смог достичь
арахантства, а потому ему было разрешено присутствовать
на соборе. Махакассапа мог вопрошать Ананду во
всей полноте на предмет Учения Будды с полной
уверенностью в компетентности ответов Ананды.
Ананда обладал совершенной памятью и мог отвечать
абсолютно точно, поэтому декламация проповедей
Будды также получила единогласное одобрение со
стороны Сангхи. |
|
Монахи
заучивали вслух по памяти Винаю и Дхамму в течение
7 месяцев. Те монахи, что обладали исключительной
памятью, заучивали всё целиком. Данный исторический
Первый Собор известен также как Панчасатика, поскольку
в нём принимали участие 500 полностью просветлённых
монахов.
См.
также:
|
Каноническое
описание событий Первого Собора (Виная) |
|
Второй
буддийский собор |
Третий
буддийский собор |
Четвёртый
буддийский собор |
Пятый
буддийский собор |
Шестой
буддийский собор |
|
|
|