Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Тхеравада бангкокского периода

 
редакция текста: 24.10.2009


Политика самоизоляции Аютинского государства, способствовала общему ослаблению страны и в итоге привела к падению столицы.
Разгром Аютии бирманцами в 1767 г. и распад страны на несколько княжеств вызвали столкновения между различными социальными силами и политическими группировками. В этих условиях произошла попытка создания теократического государства на севере страны. Группа монахов захватила власть в районах Савангбури и Уттарадит, и их лидер монах Рыан провозгласил себя королем государства Фанг. Генерал Так Син, стремившийся стать правителем на территориях распавшегося Аютинского государства, направил против них свои основные силы, которые заняли Питсанулок и подошли к стенам Савангбури. Здесь произошла битва, отряды повстанцев были рассеяны. Солдаты Так Сина заняли северные провинции страны. В начале 1768 г. армия Так Сина освободила от бирманских гарнизонов всю центральную часть Сиама, а Так Син был коронован в новой столице страны - Тонбури.
Но в дальнейшем, жестокие притеснения сангхи и казни знатных принцев оттолкнули от Так Сина тайскую знать, для которой он оставался выскочкой не имеющим благородного происхождения. Ненависть к Так Сину была столь велика, что его не спас даже монастырь, в который он скрылся, и в 1782 г. его казнили по приказу Тьау Пайя Чакри. В том же году Тьау Пайя Чакри был коронован в Бангкоке под именем Рамы I (1782-1809), и с этого времени начинается история бангкокской династии Чакри, существующей до сих пор.
Король новой династии Чакри - Рама I уделял большое внимание делам сангхи. Политика нового правительства существенно отличалась от политики Так Сина. Это проявлялось в уважении к сангхе и усилении роли короля как её защитника. Отвергалась идея божественности короля, прекратилась конфискация достояния монашеской общины. Рама I приказал уничтожить каменные линги прежних королей, запрещалось оказывать божеские почести изображениям королей.
Прежний Сангхарат и настоятели монастырей Пхра Пхуттсину и Пхра Пхималатхам, оказавшие сопротивление Так Сину и подвергшиеся репрессиям, были восстановлены в своих должностях и рангах. Затем король присвоил нескольким десяткам монахов почетные духовные титулы, назначил новые резиденции для некоторых из них. Была возобновлена ежемесячная раздача пищи монахам от королевского дворца.
К 1785 г. уже был построен Большой Королевский Дворец, и внутри его территории, согласно древней традиции, возведен монастырь Пхра Кео. После окончания строительства, король повелел, чтобы в монастырь Пхра Кео перевезли статую Изумрудного Буды, которая стала палладиумом бангкокской монархии.
Одним из важнейших событий в религиозной политике Рамы I стал буддийский собор и создание новой редакции Типитаки.
В XVII в. в сиамское общество начали проникать элементы европейской культуры, прежде всего христианство. Неудачи в его распространении, имевшие место в XVII и XVIII вв. показали, что буддизм глубоко укоренился среди сиамцев. Но эпоха всё же диктовала новые правила. Поэтому, совершенно естественными, выглядели стремления сиамской элиты освободить национальную религию от пережитков жреческих верований и этим укрепить влияние и повысить авторитет тайского буддизма. Например, в процессе восстановления сиамского общества и государства в конце XVIII в. сакрализация королевской власти стала осуществляться согласно буддийской концепции. В указе 1785 г. предписывалось всем, дающим клятву верности королю, поклонятся, прежде всего, изображению Будды. А в правление Рамы II (1809-1824) были осуществлены новые меры, способствовавшие повышению авторитета сангхи. Так была совершена реорганизация системы религиозного образования монахов. В это же время были восстановлены традиционные контакты со Шри-Ланкой, которая всегда воспринималась тайским буддизмом в качестве колыбели тхеравады.
В годы правления Рамы III (1824-1851) развернулось большое строительство религиозных сооружений. Кроме того, было расширено и восстановлено 60 ватов. Практически все типы сиамских религиозных сооружений получили при Раме Ш окончательное развитие. Также в период его правления проводилась дальнейшая реорганизация сангхи. Эти изменения происходят в условиях быстро меняющейся обстановки: с усилением экспансии Запада характер производственных отношений меняется, от средневекового уклада жизни к зачаткам капитализма. Условия существования традиционного сиамского общества также резко меняются, что вызывает очередной всплеск активности в слоях сиамской элиты, которая пытается сформировать обновлённый подход и к вопросу религии. Он выражается в стремлении приспособить буддизм к изменившейся действительности и с этой целью обращается к новому изучению классических текстов палийского канона. Движение за реформацию буддизма возглавил принц - монах Монгкут (1804-1868 гг.), будущий король Рама IV. В сиамской буддийской традиции имя Монгкута поставлено в один ряд с именами великих королей - покровителей буддизма: Ли Тхаи в Сукотаи; Тайлока, Сонгтхама и Боромакота в Аютии. Немногие из сиамских монахов оказывались столь тесно связанными с буддийской монашеской общиной, и, уж, во всяком случае, никто из королей Сиама не пробыл такое долгое время в монастыре, как Монгкут.
В 1833 г. Монгкут с группой друзей вернулся в ват Саморай, и здесь после соответствующих церемоний была создана новая сангха Тхаммаютникая (Те, кто следует Тхамме). В январе 1837 г. Рама III назначил Монгкута настоятелем монастыря Бовоннивет, где он провел 14 лет. Под управлением Монгкута ват Бовоннивет, из небольшого монастыря с пятью монахами, превратился в самый активный очаг буддизма в Сиаме XIX начала XX в. Монастырь стал центром палийского образования в стране. В правление сына Монгкута Чулалонгкорна, последователи Тхаммаютникая были официально признаны отдельной школой в сиамском буддизме
В 1887 г. принц Драмонг возглавил департамент, ведавший всеми делами народного образования. В апреле 1892 г. было создано министерство по делам религии и народного образования во главе с Пхатса Каравонгом. На первых порах для преподавания в начальных школах широко привлекались преподаватели - монахи1. Создание в стране системы специальных средних учебных заведений способствовало появлению в стране в 20-е годы XX столетия социальной прослойки, которую можно назвать разночинной интеллигенцией.
В 1917 г. в Бангкоке был основан Университет имени Чулалонгкорна. В университете существовало 4 факультета: гуманитарный, юридический, медицинский, технический.
Параллельно с реформой государственного аппарата, правительство начало реорганизацию управления сангхой. В 1894 г. Чулалонгкорн признал общину последователей Тхаммают-никая отдельной религиозной школой. Во главе ее встал принц Вачираян (1859-1921), сын Монгкута. В 1892 г. он стал настоятелем храма Бовоннивет, а с 1910г. - Сангхаратом. Вачираян говорил, что именно монахи должны обеспечивать крепкую связь между королевским правительством и народом.
В 1890г. король основал Буддийский Университет, получивший впоследствии имя Маха Чулалонгкорн (ныне находится в храме Махатхат в Бангкоке). В 1893 г. по инициативе принца Вачирайана в Бангкоке была основана (первоначально для монахов линии Тхаммаютникая) духовная академия Махамакут со сроком обучения 7 лет. Эти два буддийских университета и духовный колледж в Бангкоке в течение всего XX в. Играли ведущую роль в подготовке буддийских кадров самого различного профиля.
Не меньшее значение для дела религиозного образования монашества имел перевод Типитаки с пали на тайский язык. В 1893 г. такой перевод был осуществлен. Типитака вышла тиражом 1000 комплектов по 39томов в каждом. Вачирайан перевел с пали различные молитвы и формулы, употребляемые в тхераваде. Сделать буддийское учение более понятным массам простых сиамцев - к этому стремились лидеры сангхи того времени.
Сиамские буддисты поддерживали контакты с буддистами различных стран. В 1901 г. посетил Сиам "первенствующий Лама" ламаистского духовенства Бурятии Чойнзин Урелтуев. В 1902 г. буддийские реликвии были привезены из Сиама в Японию, где в городе Нагоя заложили храм для хранения этих реликвий. В 1914 г. Вачиравуд подарил большую статую Будды строящемуся буддийскому храму в Петербурге.
Таково было отношение королевской власти и просвещенной элиты к буддизму в XIX начале XX вв. Они воспринимали буддизм как неотъемлемую часть сиамской культуры, способствуя в то же время распространению светской, западной культуры и образования.


1 Так, в 1910 г. по сведениям Шарля Бюля, в стране насчитывалось 8347 учителей - монахов из общего числа монахов 58 293 человека.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.