Тхеравада
впервые проникла на территорию занимаемую Чиангмайем, задолго
до образования самого государства. Например, монская тхеравадская
традиция прочно укрепилась в районах Лампуна, Лампанга, Пхрэ и
других землях входивших в состав княжества Харипунджая, ещё за
несколько столетий до основания Чиангмая как столицы и объединения
Севера тайским князем Менграем (1261-1317).
В
1345 г. правитель Чиангмая Пху Ии основал в Чиангмае буддийский
монастырь и пригласил в него настоятелем Абхайякулатхеру с двумя
учениками из Лампуна. В 1369 г. правитель Чиангмая Куэне пригласил
тхеру Суману из Сукотаи,
для него был построен Ват Пра Юн (храм Стоящего Будды). Тхера
Сумана привеsз с собой святые реликвии. Более того, монах продемонстрировал
свои способности творить чудеса.
Чиангмай
последующих столетий являлся одним из крупнейших буддийских
центров Индокитая, центром буддийской учености, летописания,
проповеднической деятельности1.
Важным
событием в жизни страны таи в XV в. явилось паломничество на
Ланку монахов из Чиангмая и Камбоджи. В 1424 г. махатхеры получили
новое посвящение на плоту среди вод реки Кальяни; перед лицом
20 ланкийских монахов.
Прибыв
в Аютию, монахи совершили новый обряд посвящения над махатхерами
Саддахаммаковида и Силависуддхи; последний был наставником королевы
Аютии, жены Бороморачи II.
В
1430 г. чиангмайские монахи, возглавляемые Махатхаммагамбхира
и Махаметханкара, вернулись в Чиангмай и обосновались в 3 километрах
от города. Это было вызвано тем, что король Чиангмая Сам
Фанг Кен (1401-1441) пытался остановить распространение
буддизма на севере, и приказал изгнать вновь прибывших бхиккху
из Чиангмая.
В
1441 г. Принц Тилок
- шестой сын короля Сам Фанг Кена поднял мятеж и захватил власть.
В последовавшей затем междоусобной войне победа осталась за
Тилоком. После этого тхеравада более не подвергалась гонениям.
В
1447 г. Тилок будучи королём Чиангмая, ушел в монахи. Таким
образом, он стал вторым королем, после Махатаммарачи I , предпринявшим,
в торжественной форме этот акт.
В
1455-1476 гг. в Чиангмае строится ват Тьет Йот (храм Семи Шпилей)
- копия храма Махабодхи в Бодхгайе.
В
1478 г. оканчивается строительство Пхра чеди Луанг (Королевский
Храм). Именно здесь Тилок в 1481 г. установил перевезенную им
из Лампанга статую Изумрудного
Будды. Важнейшим событием правления Тилока стало «очищение
Типитаки», произведенная при нем.
Неустанная деятельность Тилока, направленная на поддержку и
укрепление тхеравады в своей стране, высоко оценивалась буддийским
монашеством: «Он обладал силой, энергией и блеском героя; он
стремился изучать то, что может пригодится другим так же, как
ему самому; он был исполнен веры и преданности и обладал огромным
знаниями».
Организация
сангхи в Чиангмае имела некоторые отличия от Аютинской (в частности
3 направления вместо двух). Так к концу XV - началу XVI в. здесь
действовали три тхеравадских ордена: Сихалабхиккху, т.е. сингальская
сангха, Нагараваси - городская и Пуппхаваси - садовая. На севере
Таиланда, а так же на соседних с ним территориях была распространена
сложившаяся в XV в. Особая форма тхеравады, получившая название
Юан. По имени народа Юан, некогда занимавшего обширные территории
в указанном выше районе. Центром этой традиции, вплоть до начала
двадцатого века, был город Чиангмай. В Чиангмай приезжали шанские
князья - собвы перенимать «чистые формы учения», здесь изучали
тхераваду монахи из Лаоса. На севере же страны весьма важную
роль играли проповедники - чудотворцы сохранившуюся и на протяжении
последующих столетий
В
1523 г. король Лаоса Потисарат просил чиангмайского короля направить
к лао знатоков канона. Из Чиангмая была отправлена миссия во
главе с Пра Маха Монгконом, которая доставила лаосцам 60 экземпляров
Типитаки. В это же время в Чиангмае были созданы сборники палийских
текстов из «Сутта-Питаки»: «Мангаладипади» и «Дхаммападатхакатха»,
которые легли в основу религиозно - этического учения в Таиланде,
а позднее и Камбоджи. Таким образом, тхеравада к началу XVI
в. Была уже преобладающей религией на обширной территории севера
Сиама. Внедряемая деяниями правителей и проповеднической деятельностью
монахов, тхеравада превратилась в общенародную религию.
К
середине XVI в. север страны стал районом непрерывных столкновений
армий Сиама, Лаоса и Бирмы; затем в Чиангмае прочно утвердились
бирманцы, и под их контролем Чиангмай находился с небольшими
перерывами - с 1556 по 1774 г. Пострадали многие культурные
сооружения, в середине XVI в. Прекратил своё существование Палийский
Университет, прервалась традиция составления хроник на пали.
В это время Чиангмай не играл уже такой заметной роли в жизни
страны, как в XV в., Политическая и духовная власть переместилась
в молодое, быстро развивающееся государство Аютия.
|