Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Тхеравада в Чиангмае

 
редакция текста: 23.10.2009


Тхеравада впервые проникла на территорию занимаемую Чиангмайем, задолго до образования самого государства. Например, монская тхеравадская традиция прочно укрепилась в районах Лампуна, Лампанга, Пхрэ и других землях входивших в состав княжества Харипунджая, ещё за несколько столетий до основания Чиангмая как столицы и объединения Севера тайским князем Менграем (1261-1317).
В 1345 г. правитель Чиангмая Пху Ии основал в Чиангмае буддийский монастырь и пригласил в него настоятелем Абхайякулатхеру с двумя учениками из Лампуна. В 1369 г. правитель Чиангмая Куэне пригласил тхеру Суману из Сукотаи, для него был построен Ват Пра Юн (храм Стоящего Будды). Тхера Сумана привеsз с собой святые реликвии. Более того, монах продемонстрировал свои способности творить чудеса.
Чиангмай последующих столетий являлся одним из крупнейших буддийских центров Индокитая, центром буддийской учености, летописания, проповеднической деятельности1.
Важным событием в жизни страны таи в XV в. явилось паломничество на Ланку монахов из Чиангмая и Камбоджи. В 1424 г. махатхеры получили новое посвящение на плоту среди вод реки Кальяни; перед лицом 20 ланкийских монахов.
Прибыв в Аютию, монахи совершили новый обряд посвящения над махатхерами Саддахаммаковида и Силависуддхи; последний был наставником королевы Аютии, жены Бороморачи II.
В 1430 г. чиангмайские монахи, возглавляемые Махатхаммагамбхира и Махаметханкара, вернулись в Чиангмай и обосновались в 3 километрах от города. Это было вызвано тем, что король Чиангмая Сам Фанг Кен (1401-1441) пытался остановить распространение буддизма на севере, и приказал изгнать вновь прибывших бхиккху из Чиангмая.
В 1441 г. Принц Тилок - шестой сын короля Сам Фанг Кена поднял мятеж и захватил власть. В последовавшей затем междоусобной войне победа осталась за Тилоком. После этого тхеравада более не подвергалась гонениям.
В 1447 г. Тилок будучи королём Чиангмая, ушел в монахи. Таким образом, он стал вторым королем, после Махатаммарачи I , предпринявшим, в торжественной форме этот акт.
В 1455-1476 гг. в Чиангмае строится ват Тьет Йот (храм Семи Шпилей) - копия храма Махабодхи в Бодхгайе.
В 1478 г. оканчивается строительство Пхра чеди Луанг (Королевский Храм). Именно здесь Тилок в 1481 г. установил перевезенную им из Лампанга статую Изумрудного Будды. Важнейшим событием правления Тилока стало «очищение Типитаки», произведенная при нем.
Неустанная деятельность Тилока, направленная на поддержку и укрепление тхеравады в своей стране, высоко оценивалась буддийским монашеством: «Он обладал силой, энергией и блеском героя; он стремился изучать то, что может пригодится другим так же, как ему самому; он был исполнен веры и преданности и обладал огромным знаниями».
Организация сангхи в Чиангмае имела некоторые отличия от Аютинской (в частности 3 направления вместо двух). Так к концу XV - началу XVI в. здесь действовали три тхеравадских ордена: Сихалабхиккху, т.е. сингальская сангха, Нагараваси - городская и Пуппхаваси - садовая. На севере Таиланда, а так же на соседних с ним территориях была распространена сложившаяся в XV в. Особая форма тхеравады, получившая название Юан. По имени народа Юан, некогда занимавшего обширные территории в указанном выше районе. Центром этой традиции, вплоть до начала двадцатого века, был город Чиангмай. В Чиангмай приезжали шанские князья - собвы перенимать «чистые формы учения», здесь изучали тхераваду монахи из Лаоса. На севере же страны весьма важную роль играли проповедники - чудотворцы сохранившуюся и на протяжении последующих столетий
В 1523 г. король Лаоса Потисарат просил чиангмайского короля направить к лао знатоков канона. Из Чиангмая была отправлена миссия во главе с Пра Маха Монгконом, которая доставила лаосцам 60 экземпляров Типитаки. В это же время в Чиангмае были созданы сборники палийских текстов из «Сутта-Питаки»: «Мангаладипади» и «Дхаммападатхакатха», которые легли в основу религиозно - этического учения в Таиланде, а позднее и Камбоджи. Таким образом, тхеравада к началу XVI в. Была уже преобладающей религией на обширной территории севера Сиама. Внедряемая деяниями правителей и проповеднической деятельностью монахов, тхеравада превратилась в общенародную религию.
К середине XVI в. север страны стал районом непрерывных столкновений армий Сиама, Лаоса и Бирмы; затем в Чиангмае прочно утвердились бирманцы, и под их контролем Чиангмай находился с небольшими перерывами - с 1556 по 1774 г. Пострадали многие культурные сооружения, в середине XVI в. Прекратил своё существование Палийский Университет, прервалась традиция составления хроник на пали. В это время Чиангмай не играл уже такой заметной роли в жизни страны, как в XV в., Политическая и духовная власть переместилась в молодое, быстро развивающееся государство Аютия.


1 С конца XIII в. храмовое строительство приняло большие размеры (к 80 - м годам XIX в. В Чиангмае насчитывалось около сохранившихся 80 буддийских храмов того периода. По данным на 1894 г. на Севере Сиама, один храм приходился на 446 жителей; в монтоне Махарат - на 497; на Востоке страны в Уддоне - на 427; в Након Рачасима - на 653; в Центре - на 508 жителей; В Бангкоке - на 1974; на Юге страны: Сурат - на 707; Ратбури - на 863; Пукет - на 1955).

.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.