Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Тхеравада в Аютии

 
редакция текста: 23.10.2009


Середина XIV в была временем триумфа тхеравады в Индокитае: 1336 год стал годом утверждения новой религии в Камбодже, а в 1357 - годом принятия тхеравады в Лаосе. На территории современного Таиланда центр религиозной и политической жизни к этому времени перемещается в Аютию.
Небольшой городок Аютия появился, вероятно, в XI в. в эпоху кхмерского владычества. В сиамской легенде об основании Аютии одним из действующих лиц является бог Индра, который спустился на землю в образе обезьяны, и принес небесный барабан отцу основателя города.
В этом городе были сооружены буддийские монастыри и воздвигнута большая статуя Будды. В 1320 г. сюда пришли с проповедью два монаха из Сукотаи, направлявшиеся далее в земли монов в Нижней Бирме. В 1339 г. в Аютию для проповеди Учения ездил знаменитый монах Сумана. В 1344 г. один из сукотайских монахов, возвращавшихся из паломничества на Ланку, также посетил Аютию.
После разгрома Ангкора сиамцами в 1431 г, помимо представителей буддийских школ, при дворе Аютии появились ангкорские брахманы, выполнявшие индуистские обряды во время королевских ритуалов1.
Но, как показало время, обожествление королевской власти не соответствовало духу буддийского общества. Альтернативой концепции бога - короля стала идея Чаккаваттина, которую Сингальский буддизм принес в тайские королевства. Такой порядок взаимоотношений между королем и сангхой, сформировался на Ланке в I тысячелетии и получил окончательное развитие в XII - XIII вв. С одной стороны король рассматривался, как глава буддизма и покровитель монашеской общины, с другой стороны считалось, что именно сангха освящает королевскую власть. Другими словами Дхамма и сангха освящают королевскую власть, а король - Бодхисатта защищает страну и сангху.
Разработанные принципы взаимоотношений между королем и сангхой, включающие как обязательный компонент комплекс обязанностей правителя, составляет важную часть учения тхеравады.
Первые правители Аютии уделяли большое внимание распространению тхеравады и поддержки сангхи. По приказу Раматибоди I был построен ват Буддасвария; его сын Рамэсуэн (1369-1370) основал ват Прарам. Боромарача I (1370-1388) представитель монской династии Супанбури основал ват Махатхат. Примерно в это время в Аютии появляется новый орден сингальских бхиккху. Его распространение связанно с именем монаха Пьядасси и относится к концу правления Раматибоди I . Пьядаси был участником церемонии пострижения в монахи короля Ли Тхай в 1362 г., учеником тхеры Аномадасси и активным участником миссионерской деятельности сукотайских монахов.
Принятие тхеравады и расширение религиозных контактов с монами, ланкийцами, бирманцами и кхмерами способствовали подъему и развитию тайской культуры. Возникновение письменности у тайцев и появление эпиграфики так же связаны с распространением тхеравады. Передача достижений Индии, Ланки, Бирмы, Камбоджи, монской цивилизации в области норм государственности, правовых традиций, архитектуры и скульптуры и во многих других областях осуществлялась через буддизм, освящалась им.
К началу XV в. Сиамское государство Аютия оказалось центром обширного региона тхеравадинских государств. Тхеравада являлась доминирующей, господствующей формой религиозно - политического мышления этого региона. В военно-политическом плане все XV столетие прошло под знаком борьбы за объединение страны. В этой борьбе Аютии выпало сыграть ту же роль, какую в XV в. в истории Русского государства сыграла Москва - роль объединения всех тайских земель.
Это же время явилось и временем развития и расцвета буддизма в Аютии и Чиангмае. Развернулось движение за возрождение и укрепление тхеравады. В Аютии и Чиангмае были созданы новые тхеравадинские сангхи влияние которых, со временем, стало доминирующим. В Аютии - это Ванаратанавонг, или Па Кео (Стеклянный лес), в Чиангмае - сингальские братья, основанная в 1430 г. расширились и прямые тайско - ланкийские связи.
Начиная со второй четверти пятнадцатого века, на протяжении нескольких десятилетий, трон в Сиамских королевствах занимали великие короли - покровители буддизма Трайлок (1448-1488) в Аютии и Тилок (1441-1487) в Чиангмае. За это время, были построены десятки крупнейших монастырей, воздвигнуты сотни ступ, отлиты тысячи статуй Будд. Именно в этот период появились самые знаменитые в Таиланде статуи: Изумрудный Будда, Сингальский Будда, Пхра Сисанпхет и др. В XV в. окончательно сформировалась та сиамская политико-религиозная система, которая с небольшими модификацией осталась господствующей до падения Аютии в 1767 г., т. е. На протяжении почти трех столетий.
Середина и вторая половина XVI в. Оказались для Сиама временем непрерывных войн, постоянных нашествий бирманцев, в ходе которых в 1564 г. столица Аютия была вынуждена капитулировать, а в 1569 г. после осады она была захвачена бирманской армией. На 15 лет вся страна попала под контроль Бирмы. В Аютии находился бирманский гарнизон; были введены некоторые бирманские законы и обычаи, бирманское летоисчисление. После восстановления независимости в 1584 г. ещё 20 лет продолжались сначала оборонительные, а затем наступательные войны с бирманцами. Одним словом, несколько поколений сиамцев выросли и прожили жизнь в условиях постоянных войн.
Вновь, благоприятные времена настали для буддизма с приходом к власти Прасат Тонга (1629-1656) - основателя новой династии и его сына, короля Нарайя (1657-1688) Они передавали щедрые дары землями и золотом в руки сангхи, строили и реставрировали буддийские монастыри и храмы. В правление Прасат Тонга, в Аютии воздвигают ват Джайяваддханарама, а сангха процветает2. В среднем, каждые 2 года в Аютии, возводили 3 новых святилища. Кроме того, постоянно реставрировали старые. В XVIв. Бирманцы и кхмеры 4 раза осаждали Аютию и разоряли окрестности. А в 1569 г. бирманская армия сожгла столицу Сиама. Многие буддийские храмы пришлось восстанавливать из руин, но тем не менее число их постоянно росло.
Окончанием Аютинского периода в истории Сиама считается 1782 г., когда Тьау Пайя Чакри был коронован в Бангкоке под именем Рамы I (1782-1809), и с этого времени начинается бангкокский период истории страны, а значение Аютии, как политического, культурного и религиозного центра, постепенно сходит "на нет".


1 Важнейшей церемонией, в ходе которой происходило обожествления короля, являлась коронация. Брахман приглашал бога Шиву войти в тело короля и затем обращался к королю, как к божеству и преподносил ему оружие Шивы и Вишну. Именно благодаря совершению этой церемонии король обретал свою силу регулировать силы природы.

2 Только в Аютии насчитывалось 400 буддийских храмов, 40 000 - по всей стране, 20 000 монахов в столице и более 80 000 в королевстве.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.