Древняя
история таи мало изучена, а их происхождение до сих пор служит
объектом спора. Основное препятствие к изучению нардов таи - это
отсутствие письменных памятников датируемых ранее XIII в. и недостаток
археологических данных. Все ученые единодушно соглашаются, что
таи мигрировали на полуостров Индокитай с территории Южного Китая;
но когда и откуда они появились на территории Южного Китая - в
этом вопросе нет единой точки зрения.
По
мнению таиландских исследователей, поддержанному многими иностранными
учеными, миграция таи к югу происходит уже в начале новой эры,
когда они достигли районов Южного Китая. Эта миграция не прекращалась
и после создания отдельных тайских княжеств в Южном Китае.
Особенно
активизировалась экспансия таи после разгрома их государства
Наньчжао располагавшегося в Южном Китае (VII-XIII вв.) в тринадцатом
веке Хубилай - ханом. Новая волна тайской миграции достигла
северного Вьетнама и Малайи на юге, и Ассама на западе.
По
своему вероисповеданию таи были анимистами; они верили в духов
гор, вод, в демонов и совершали жертвоприношения. У таи существовали
многочисленные обряды и празднества, некоторые сохранились до
нашего времени. Вероятно в конце I и начале II тысячелетий таи
были знакомы с практикой тантризма, и с некоторыми его филосовскими
положениями. После утверждения сингальского буддизма в верованиях
таи сохранились многие магические практики тантрического буддизма,
которые были изжиты только после
реформ, как не соответствующие Дхамме.
Примерно
к концу VII в. относится начало расцвета государства Шривиджайя
на Суматре и Малайском полуострове. Китайский путешественник
И Цзин (VII в.) отмечает, что Шривиджайя была крупнейшим буддийским
центром, в котором уживались различные буддийские школы. Он
упоминает традицию Муласарвастивадинов, школы Махаяны, в том
числе Йогачаров, и работу их основоположника Асанги «Йогачарабхумишастра».
При
династии сайлендров (с IX в.) на видное место выдвигается Си
Таммарат, который становится одним из крупнейших буддийских
центров в Юго-Восточной Азии. На протяжении многих веков в его
монастырях шли дискуссии между сторонниками многочисленных школ
буддизма. Сюда приезжали монахи из университета Наланды, из
Южной Индии, из монских государств, с Явы, Суматры, Ланки, из
Пагана и Ангкора. «Школа дискуссий»Си Таммарата стала источником
политических доктрин махаянского буддизма, воплощенных в концептуальную
структуру власти многими правителями индианизированных государств
Юго-Восточной Азии, а позднее и тайскими правителями Сукхотая
и Аютии. Положение Си Таммарат как важного буддийского центра
сохранялось и при тайских королях Сукхотая и Аютии, власть которых
распространялась на этот район Малайского полуострова.
XIII
- XIV вв. были эпохой становления Тайской государственности
в бассейне реки Менам. На смену небольшим княжествам пришли
крупные королевства Сукотаи, Чиангмай и Аютия, объединившие
почти всю территорию современного Таиланда. Определенные различия
в государственности этих стран, были вызваны временными и территориальными
факторами. Но важнейшим фактором явилась буддийская тхеравадская
концепция политической системы. Буддизм тхеравады стал государственной
религией во всех без исключения тайских государствах. А национальные
черты тайского буддизма, в общих чертах, сформировались к XIII-XV
вв.
Официальная
история буддизма тхеравады у таи в Таиланде начинается с XIII
века, когда на территории страны образовалось первое крупное
независимое тайское государство Сукотаи
(1238-1438). К этому времени тайцы уже прошли как минимум тысячелетний
путь этнической истории. Около XII - XIII вв. появляются первые
крупные тайские княжества на территории Индокитая: в долинах
рек Меконга, Салуэна и Менама. К середине XIII в. таи уже «затопили»
кхмеров, монов и индианизированные бирманские поселения южных
долин. Политическая обстановка на полуострове Индокитай складывалась
благоприятно для таи. Первоначально тайские вожди были вынуждены
признать себя вассалами могущественных государств этого района:
Паганского царства, Харипунджайи, Тямпы, Ангкорской империи.
Но постепенно дезинтеграция политического строя, военная и экономическая
обескровленность этих государств, позволила тайским вождям объединить
разрозненные тайские общины, миграция которых на Юг к тому времени
приняла широкие размеры, и создать сильные государства. В 1215
г. возникло тайское княжество Могаунг; в 1223 г. на правом притоке
Салуэна шаны основали государство Мыанг Най; в 1229 г. таи завоевали
Ассам; вскоре после разгрома паганских войск монголами тайский
вождь из Чиангмая изгнал монских правителей Харипунджайи и основал
новую династию со столицей Чиангмай; примерно в то же время
складываются тайские государства Чиангсен, Чианграй, Сукхотай,
Мыанг Фанг, Мыанг Сао, а в XIV в. появляются тайские королевства
Ланна и Аютия.
|