Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Королевская власть и буддизм

 
редакция текста: 23.10.2009


Отличительной чертой тхеравады Индокитая в целом и Сиама в особенности являлся примат светской власти в лице короля, над властью духовной, который в сиамском обществе существовал постоянно на всей истории развития региона.
Несколько, наиболее ярких моментов, характеризующих эти взаимоотношения, приведены ниже.
Тхеравадская концепция легитимизации королевской власти, господствовавшая в Сукотаи, Чиангмае и Аютии в ранний период ее существования, стала важнейшим элементом структурирования государства в Таиланде. В Аютии, в силу исторических условий начиная с середины XV в. она долгое время сосуществовала с индуистской концепцией бога - короля (девараджа), заимствованной из Камбоджи. Однако жизнь показала, что идея Чаккаваттина - праведного монарха, правящего на основе Дхаммы, более соответствует культуре сиамского общества, нежели концепция брахманская легитимизации королевской власти. Идея Чаккаваттина появившись в ранний период существования буддизма, и нашедшая отражение в каноне, получила дальнейшее развитие на Шри-Ланке в в I тысячелетии н.э., и окончательно оформилась к XII -XIII вв.
В практическом смысле это означало, что с одной стороны Дхамма и сангха освящают королевскую власть, с другой стороны, король наделённый статусом Бодхисатты является гарантом процветания Дхаммы и защищает страну и подданных. Кроме того, король рассматривался как глава сангхи и покровитель монашеской общины.
Звание Чаккаваттина - вселенского монарха правящего с согласия подданных, за счет благих заслуг, обязывает монарха соблюдать все нравственные нормы, постоянно улучшать свою карму, ибо она - достояние всей страны. Традиционно, наилучшим полем для накопления благой каммы является даяние монашеской общине. Поэтому забота о процветании и благосостоянии сангхи, а через это и забота о процветании всей страны, становится главной обязанностью правителя.
Постепенно культ Чаккаваттина вытесняет культ бога - короля и буддизм тхеравады становиться государственной религией во всех без исключения тайских государствах. Монархия оказывает всестороннюю поддержку его распространению и укреплению:
Так уже при короле Анируде - первом царе Пагана1, власть которого распространялась на часть современной территории Таиланда, начинается собирание религиозных текстов, поиски священных реликвий, приглашение проповедников тхеравады, открытие буддийских монастырей. Религиозное строительство практически постоянно проводилось в очень больших масштабах2 и требовало огромных затрат труда, риса, драгоценных металлов и строительных материалов. Десятки тысяч монахов3 находилисьв Пагане в конце XI - начале XII вв.
Утверждение тхеравады, как государственной религии, в Сукотаи справедливо связывается с деятельностью Рамы Камхенга. Надписи на стеле Рамы Камхенга говорят о почитании королем и народом Дхаммы в форме именно тхеравады.
Первые экземпляры Типитаки на пали, были доставлены при Раме Камхенге в Сукхотаи из Након-Симмарата. Оттуда же был приглашён и сангхарат - глава буддийской сангхи.
Согласно текста, выбитого на стеле, король, восседая на троне, творил суд и принимал важные решения, но по буддийским праздникам он приглашал монахов прийти во дворец и с царского трона проповедовать учение. Король этим фактом признавал превосходство Дхаммы над своей властью.
В правление Ли Тхаи (1347-1370) было основано большое количество монастырей, отлиты сотни изображений Будды. Непосредственно с Ланки доставили ветку дерева Бдхи. Ли Тхаи пригласил известного ланкийского монаха Махасами сангхарачу для проповеди Учения.
При преемниках Рамы Камхенга возвеличивание и укрепление Буддизма становится, чуть ли не главной целью деятельности правителей Сукхотая. Сын Рамы Камхенга Лэ Тхай (1318-1347) установил тесные отношения с Ланкой. За свое религиозное усердие получил титул Дхаммараджа, этот титул затем носили его преемники. Здесь необходимо отметить, что середина XIVв. становится временем полного триумфа тхеравады в Индокитае: 1336 год стал годом утверждения новой религии в Камбодже, а в 1357 - годом принятия тхеравады в Лаосе.
При короле Литчае (1347-1361) религиозная деятельность приобретает еще больший размах, в какой - то степени оттесняя, военные и государственные дела. «Его величество», - рассказывает одна из надписей, - «ревностно читает священные тексты. Он изучил Винаю и Абхидхамму в соответствии с системой традиционных мастеров…. Его знания были несравненны…» «Этот король», - говорит другая надпись, - «управлял с помощью соблюдения десяти королевских заповедей. Он знал, как распространить сострадание на всех его поданных. Если он видел рис у других, он не домогался риса, если он видел богатство у других он не раздражался… Если он ловил людей, виновных в обмане и оскорблениях, людей которые подсыпали в его пищу яд, чтобы погубить его, он никогда не забивал их до смерти, наоборот, он прощал всех, кто пытался обмануть его. Причина, по которой он сдерживал свой гнев и умиротворял свой дух, чтобы не поддаться гневу, заключалась в том, что он хотел стать Буддой и желал переправить все существа за океан страданий, избавив их от перевоплощений».
В северном тайском государстве - Чиангмае, тхеравада также пользовалась постоянной поддержкой королей:
В 1345г. правитель Чиангмая Пху Ии основал в городе буддийский монастырь и пригласил в него настоятеля Абхайякула тхера с двумя учениками из Лампуна. В 1369г. правитель Чиангмая Куэне пригласил тхеру Сумана из Сукотаи, для него был построен Ват Пра Юн (храм Стоящего Будды).
Король Чиангмая Сам Фанг Кен (1401-1441) пытался остановить распространение Буддизма в северных землях и приказал изгнать вновь прибывших бхиккху из Чиангмая.
В 1447г. Чиангмайский король Тилок ушел в монахи. Таким образом, он стал вторым королем, после Махатаммарачи I , совершившие этот акт в торжественной форме.
В 1455-1476гг. в Чиангмае, по приказу короля Тилока, строится ват Тьет Йот (храм Семи Шпилей, копия храма Махабодхи в Бодхгайе).
В 1478г. оканчивают строительство Пхра Чеди Луанг (Королевский Храм). Именно здесь Тилок в 1481г. установил перевезенную им из Лампанга статую Изумрудного Будды. При Тилоке4 производится и «очищение Типитаки».
В 1523г. король Лаоса Потисарат просил чиангмайского короля направить к лао знатоков канона. Из Чиангмая была отправлена миссия во главе с Пра Маха Монгконом, которая доставила лаосцам 60 экземпляров Типитаки.
Первые правители Аютии так же уделяли большое внимание распространению тхеравады и поддержке сангхи. По приказу Раматибоди I был построен ват Буддасвария; его сын Рамэсуэн (1369-1370) основал ват Прарам. Боромарача I (1370-1388) представитель монскойн диастии Супанбури основал ват Махатхат.
Середина и вторая половина XVIв. Оказались для Сиама временем непрерывных войн, постоянных нашествий бирманцев, в ходе которых в 1564г. столица Аютия была вынуждена капитулировать, а в 1569 г. после осады она была захвачена бирманской армией. На 15 лет вся страна попала под контроль Бирмы.
После временного захвата Аютии бирманцами наблюдается укрепление концепции «бога - короля» в целях централизации власти. Религиозный этикет и божественное происхождение в этот период стояли на первом месте, а религиозно - этическая система буддизма на втором. Этот факт был еще раз подтвержден королевским декретом от 1740г. о качествах необходимых людям, находящимся на королевской службе. Особо следует отметить, что культ «бога - короля» не был принят на севере страны и не оказал влияния на взаимоотношения короля и сангхи. Местная форма тхеравады сохранила здесь классический, ланкийский характер этих взаимоотношений.
После восстановления независимости Сиама в 1584г. король Наресуэн (1590-1605) уделял большое внимание взаимоотношениям с монашеской общиной. К тому времени перед самой сангхой возникла совершенно новая проблема, сохранявшее своё значение все последующие столетия, речь идет об экспансии христианства. Угроза была столь явной, что в 1596г. Наресуэн запретил его проповедь в стране.
Основатель новой династии Прасат Тонг (1629-1656) передавал щедрые дары, землями и золотом, в руки сангхи, строил и реставрировал буддийские монастыри и храмы. В его правление в Аютии воздвигают ват Джайяваддханарама, а сангха процветает5.
При короле Нарае (1657 - 1688) вновь усилилось влияние индуизма. Он попытался противопоставить буддийским монахам придворных брахманов, выделив их в отельное ведомство. Брахманы, в период правления Нарая, участвовали во всех государственных и дворцовых церемониях, давали королю советы по всем важным делам. Они занимались медициной, астрологией, составлением календарей. В столице действовали индуистские храмы. В результате между королем и сангхой возник конфликт, в котором придворные брахманы естественно не могли выступить против короля, так как полностью от него зависели.
После поражения Сиама в войне 1663-1664 гг. Нарай, стремясь противодействовать голландцам, начал покровительствовать французским католическим миссионерам, представляя им различные льготы. Это послужило одной из причин произошедшего в 1688 г. восстания. Его возглавил Пра Петрача - выходец из аристократических кругов.
Пра Петрача и его преемники подчеркивали своё уважение к религии и сангхе. Правительство Петрачи в интересах сангхи взяло курс на прекращение внешних контактов с европейцами, на изоляцию страны от иностранного влияния.
Свидетельством расцвета тхеравады в Сиаме в середине XVIII в. Может служить просьба Ланкийского короля Канди Киртисири Раджасинха (1747-1782) прислать сиамских монахов для возрождения тхеравады на острове. Король направил на Ланку духовную миссию в составе 15 монахов во главе с махатхерой Упали и тхерой Арьямуми. В 1762 г. миссия основала на Ланке орден Сиамникая6, который с тех пор являлся самым крупным и влиятельным тхеравадинским орденом на Ланке.
Король новой, бангкокской династии - династии Чакри - Рама I (правил 1782-1809 гг.) уделял большое внимание делам сангхи. Политика нового правительства существенно отличалась от политики Так Сина. Это проявлялось в уважении к сангхе и усилении роли короля как её защитника. Отвергалась идея божественности короля, прекратилась конфискация достояния монашеской общины. Рама I приказал уничтожить каменные линги прежних королей, запрещалось оказывать божеские почести изображениям правителей.
К 1785 г. был построен Большой Королевский Дворец, и внутри его территории, согласно древней традиции, возведен монастырь Пхра Кео. По приказу короля, в этот монастырь перевезли статую Изумрудного Будды, которая стала палладиумом бангкокской монархии.
Одним из важнейших событий в религиозной политике Рамы I стал буддийский собор и создание новой редакции Типитаки.
Рама I проявлял подчеркнутое внимание к монахам. Как указывала сиамская хроника, он всегда начинал свой день с того, что собственноручно подносил им пищу. Сам король временно принял постриг, в вате Саморай. При нём проводились пышные церемонии с участием монахов по различным поводам: в связи с уходом в монахи сына короля, выходом из монастыря младшего брата, кремацией отца короля и иными подобными событиями. Специальные торжества устраивались также в честь особо почитаемых статуй Будды7, часть из которых были перевезены в столицу из Сукотаи, Чиангмая и других городов. Наконец в правление Рамы I, в Бангкоке широко проводились работы по восстановлению буддийских храмов и реликвий, а так же по строительству новых монастырей.
В правление Рамы II (прав. 1809-1824) были осуществлены новые меры, способствовавшие повышению авторитета сангхи. Так была совершена реорганизация системы религиозного образования монахов. Рама II направил 7 миссий для посещения святых мест тхеравады. В частности, в 1840 г. и в 1843 г. группа высших иерархов сиамской сангхи посетила Ланку и поклонилась Зубу Будды в Канди. Обе миссии привезли в Бангкок самую «чистую» и полную сингальскую Типитаку, которая послужила основой при реформации буддизма, начатой принцем Монгкутом.
В годы правления Рамы III (1824-1851) развернулось большое строительство новых религиозных сооружений и реставрации старых. В годы правления Рамы III формируются практически все типы сиамских религиозных сооружений. Среди них - шедевры архитектуры, сохранившее свое значение до настоящего времени. Особое внимание Рама III уделял реставрации вата Пхо, начатой еще по приказу Рамы I, в котором установили гигантскую статую лежащего Будды. Также в период его правления проводилась дальнейшая реорганизация сангхи.
В середине XIX в. Начался новый период в истории Сиама - усилилась экспансия Запада. Резко изменились условия существования традиционного общества в Сиаме: реформировалась старая социально - экономическая структура, возник капиталистический уклад, появились новые социальные силы. Движение за реформацию Буддизма возглавил принц-монах Монгкут (1804-1868 г.), будущий король Рама IV, создавший новый орден Дхаммают никая. В сиамской буддийской традиции имя этого правителя поставлено в один ряд с именами великих королей - покровителей Буддизма: Ли Тхаи в Сукотаи; Тайлока, Сонгтхама и Боромакота в Аютии.
В правление сына Монгкута Чулалонгкорна, последователи Дхаммают - никаи были официально признаны отдельной школой в сиамском Буддизме.
В 1902 г. король Чулалонгкорн издает декрет о монашеской общине, который определил на первую половину XX в., как структуру администрации сангхи, так и взаимоотношения между сангхой и государственной властью.
Такова вкратце диалектика взаимоотношений королевской власти и просвещенной элиты с Буддизмом. С одной стороны, правители тайских государств воспринимали Буддизм как неотъемлемую часть сиамской культуры и опору королевской власти. С другой стороны сангха имела могущественных союзников в лице королей, с помощью которых она смогла сохранить в чистоте Учение Благословенного.


1 Паган - государство на территории Бирмы, просуществовавшее почти триста лет с 1044 по 1287 гг.

2 Только в городе Пагане сейчас находится 2300 культовых сооружений.

3 Так, при освящении дворца Тилуин Мана присутствовало 4108 монахов.

4 Деятельность Тилока, направленная на укрепление тхеравады была высоко оценена буддийским монашеством: «Он обладал силой, энергией и блеском героя; он стремился изучать то, что может пригодится другим так же, как ему самому; он был исполнен веры и преданности и обладал огромным знаниями» - писали монахи.

5 Только в Аютии насчитывалось 400 буддийских храмов, 40 000 - по всей стране, 20 000 монахов в столице и более 80 000 в королевстве.

6 За три года деятельности сиамские монахи совершили более 700 посвящений для бхиккху и 3000 для саманер.

7 На празднование 1809г. в честь статуи Изумрудного Будды получили приглашения 2000 монахов для чтения молитв и глав из поэмы «Махачат».


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.