Отличительной
чертой тхеравады Индокитая в целом и Сиама в особенности являлся
примат светской власти в лице короля, над властью духовной, который
в сиамском обществе существовал постоянно на всей истории развития
региона.
Несколько,
наиболее ярких моментов, характеризующих эти взаимоотношения,
приведены ниже.
Тхеравадская
концепция легитимизации королевской власти, господствовавшая
в Сукотаи, Чиангмае и Аютии в ранний период ее существования,
стала важнейшим элементом структурирования государства в Таиланде.
В Аютии, в силу исторических условий начиная с середины XV в.
она долгое время сосуществовала с индуистской концепцией бога
- короля (девараджа), заимствованной из Камбоджи. Однако жизнь
показала, что идея Чаккаваттина - праведного монарха, правящего
на основе Дхаммы, более соответствует культуре сиамского общества,
нежели концепция брахманская легитимизации королевской власти.
Идея Чаккаваттина появившись в ранний период существования буддизма,
и нашедшая отражение в каноне, получила дальнейшее развитие
на Шри-Ланке в в I тысячелетии н.э., и окончательно оформилась
к XII -XIII вв.
В
практическом смысле это означало, что с одной стороны Дхамма
и сангха освящают королевскую власть, с другой стороны, король
наделённый статусом Бодхисатты является гарантом процветания
Дхаммы и защищает страну и подданных. Кроме того, король рассматривался
как глава сангхи и покровитель монашеской общины.
Звание
Чаккаваттина - вселенского монарха правящего с согласия подданных,
за счет благих заслуг, обязывает монарха соблюдать все нравственные
нормы, постоянно улучшать свою карму, ибо она - достояние всей
страны. Традиционно, наилучшим полем для накопления благой каммы
является даяние монашеской общине. Поэтому забота о процветании
и благосостоянии сангхи, а через это и забота о процветании
всей страны, становится главной обязанностью правителя.
Постепенно
культ Чаккаваттина вытесняет культ бога - короля и буддизм тхеравады
становиться государственной религией во всех без исключения
тайских государствах. Монархия оказывает всестороннюю поддержку
его распространению и укреплению:
Так
уже при короле Анируде - первом царе Пагана1,
власть которого распространялась на часть современной территории
Таиланда, начинается собирание религиозных текстов, поиски священных
реликвий, приглашение проповедников тхеравады, открытие буддийских
монастырей. Религиозное строительство практически постоянно
проводилось в очень больших масштабах2
и требовало огромных затрат труда, риса, драгоценных металлов
и строительных материалов. Десятки тысяч монахов3
находилисьв Пагане в конце XI - начале XII вв.
Утверждение
тхеравады, как государственной религии, в Сукотаи справедливо
связывается с деятельностью Рамы Камхенга. Надписи на стеле
Рамы Камхенга говорят о почитании королем и народом Дхаммы в
форме именно тхеравады.
Первые
экземпляры Типитаки на пали, были доставлены при Раме Камхенге
в Сукхотаи из Након-Симмарата. Оттуда же был приглашён и сангхарат
- глава буддийской сангхи.
Согласно
текста, выбитого на стеле, король, восседая на троне, творил
суд и принимал важные решения, но по буддийским праздникам он
приглашал монахов прийти во дворец и с царского трона проповедовать
учение. Король этим фактом признавал превосходство Дхаммы над
своей властью.
В
правление Ли Тхаи (1347-1370) было основано большое количество
монастырей, отлиты сотни изображений Будды. Непосредственно
с Ланки доставили ветку дерева Бдхи. Ли Тхаи пригласил известного
ланкийского монаха Махасами сангхарачу для проповеди Учения.
При
преемниках Рамы Камхенга возвеличивание и укрепление Буддизма
становится, чуть ли не главной целью деятельности правителей
Сукхотая. Сын Рамы Камхенга Лэ Тхай (1318-1347) установил тесные
отношения с Ланкой. За свое религиозное усердие получил титул
Дхаммараджа, этот титул затем носили его преемники. Здесь необходимо
отметить, что середина XIVв. становится временем полного триумфа
тхеравады в Индокитае: 1336 год стал годом утверждения новой
религии в Камбодже, а в 1357 - годом принятия тхеравады в Лаосе.
При
короле Литчае (1347-1361) религиозная деятельность приобретает
еще больший размах, в какой - то степени оттесняя, военные и
государственные дела. «Его величество», - рассказывает одна
из надписей, - «ревностно читает священные тексты. Он изучил
Винаю и Абхидхамму в соответствии с системой традиционных мастеров….
Его знания были несравненны…» «Этот король», - говорит другая
надпись, - «управлял с помощью соблюдения десяти королевских
заповедей. Он знал, как распространить сострадание на всех его
поданных. Если он видел рис у других, он не домогался риса,
если он видел богатство у других он не раздражался… Если он
ловил людей, виновных в обмане и оскорблениях, людей которые
подсыпали в его пищу яд, чтобы погубить его, он никогда не забивал
их до смерти, наоборот, он прощал всех, кто пытался обмануть
его. Причина, по которой он сдерживал свой гнев и умиротворял
свой дух, чтобы не поддаться гневу, заключалась в том, что он
хотел стать Буддой и желал переправить все существа за океан
страданий, избавив их от перевоплощений».
В
северном тайском государстве - Чиангмае, тхеравада также пользовалась
постоянной поддержкой королей:
В
1345г. правитель Чиангмая Пху Ии основал в городе буддийский
монастырь и пригласил в него настоятеля Абхайякула тхера с двумя
учениками из Лампуна. В 1369г. правитель Чиангмая Куэне пригласил
тхеру Сумана из Сукотаи,
для него был построен Ват Пра Юн (храм Стоящего Будды).
Король
Чиангмая Сам Фанг Кен
(1401-1441) пытался остановить распространение Буддизма в северных
землях и приказал изгнать вновь прибывших бхиккху из Чиангмая.
В
1447г. Чиангмайский король Тилок ушел в монахи. Таким образом,
он стал вторым королем, после Махатаммарачи I , совершившие
этот акт в торжественной форме.
В
1455-1476гг. в Чиангмае, по приказу короля Тилока, строится
ват Тьет Йот (храм Семи Шпилей, копия храма Махабодхи в Бодхгайе).
В
1478г. оканчивают строительство Пхра Чеди Луанг (Королевский
Храм). Именно здесь Тилок в 1481г. установил перевезенную им
из Лампанга статую Изумрудного
Будды. При Тилоке4
производится и «очищение
Типитаки».
В
1523г. король Лаоса Потисарат просил чиангмайского короля направить
к лао знатоков канона. Из Чиангмая была отправлена миссия во
главе с Пра Маха Монгконом, которая доставила лаосцам 60 экземпляров
Типитаки.
Первые правители Аютии так же уделяли большое внимание распространению
тхеравады и поддержке сангхи. По приказу Раматибоди I был построен
ват Буддасвария; его сын Рамэсуэн (1369-1370) основал ват Прарам.
Боромарача I (1370-1388) представитель монскойн диастии Супанбури
основал ват Махатхат.
Середина
и вторая половина XVIв. Оказались для Сиама временем непрерывных
войн, постоянных нашествий бирманцев, в ходе которых в 1564г.
столица Аютия была вынуждена капитулировать, а в 1569 г. после
осады она была захвачена бирманской армией. На 15 лет вся страна
попала под контроль Бирмы.
После временного захвата Аютии бирманцами наблюдается укрепление
концепции «бога - короля» в целях централизации власти. Религиозный
этикет и божественное происхождение в этот период стояли на
первом месте, а религиозно - этическая система буддизма на втором.
Этот факт был еще раз подтвержден королевским декретом от 1740г.
о качествах необходимых людям, находящимся на королевской службе.
Особо следует отметить, что культ «бога - короля» не был принят
на севере страны и не оказал влияния на взаимоотношения короля
и сангхи. Местная форма тхеравады сохранила здесь классический,
ланкийский характер этих взаимоотношений.
После
восстановления независимости Сиама в 1584г. король Наресуэн
(1590-1605) уделял большое внимание взаимоотношениям с монашеской
общиной. К тому времени перед самой сангхой возникла совершенно
новая проблема, сохранявшее своё значение все последующие столетия,
речь идет об экспансии
христианства. Угроза была столь явной, что в 1596г. Наресуэн
запретил его проповедь в стране.
Основатель новой династии Прасат Тонг (1629-1656)
передавал щедрые дары, землями и золотом, в руки сангхи, строил
и реставрировал буддийские монастыри и храмы. В его правление
в Аютии воздвигают ват Джайяваддханарама, а сангха процветает5.
При
короле Нарае (1657 - 1688) вновь усилилось влияние индуизма.
Он попытался противопоставить буддийским монахам придворных
брахманов, выделив их в отельное ведомство. Брахманы, в период
правления Нарая, участвовали во всех государственных и дворцовых
церемониях, давали королю советы по всем важным делам. Они занимались
медициной, астрологией, составлением календарей. В столице действовали
индуистские храмы. В результате между королем и сангхой возник
конфликт, в котором придворные брахманы естественно не могли
выступить против короля, так как полностью от него зависели.
После
поражения Сиама в войне 1663-1664 гг. Нарай, стремясь противодействовать
голландцам, начал покровительствовать французским католическим
миссионерам, представляя им различные льготы. Это послужило
одной из причин произошедшего в 1688 г. восстания. Его возглавил
Пра Петрача - выходец из аристократических кругов.
Пра
Петрача и его преемники подчеркивали своё уважение к религии
и сангхе. Правительство Петрачи в интересах сангхи взяло курс
на прекращение внешних контактов с европейцами, на изоляцию
страны от иностранного влияния.
Свидетельством
расцвета тхеравады в Сиаме в середине XVIII в. Может служить
просьба Ланкийского короля Канди Киртисири Раджасинха (1747-1782)
прислать сиамских монахов для возрождения тхеравады на острове.
Король направил на Ланку духовную миссию в составе 15 монахов
во главе с махатхерой Упали и тхерой Арьямуми. В 1762 г. миссия
основала на Ланке орден Сиамникая6,
который с тех пор являлся самым крупным и влиятельным тхеравадинским
орденом на Ланке.
Король
новой, бангкокской династии - династии Чакри - Рама I (правил
1782-1809 гг.) уделял большое внимание делам сангхи. Политика
нового правительства существенно отличалась от политики Так
Сина. Это проявлялось в уважении к сангхе и усилении роли
короля как её защитника. Отвергалась идея божественности короля,
прекратилась конфискация достояния монашеской общины. Рама I
приказал уничтожить каменные линги прежних королей, запрещалось
оказывать божеские почести изображениям правителей.
К
1785 г. был построен Большой Королевский Дворец, и внутри его
территории, согласно древней традиции, возведен монастырь Пхра
Кео. По приказу короля, в этот монастырь перевезли статую Изумрудного
Будды, которая стала палладиумом бангкокской монархии.
Одним
из важнейших событий в религиозной политике Рамы I стал буддийский
собор и создание новой редакции
Типитаки.
Рама
I проявлял подчеркнутое внимание к монахам. Как указывала сиамская
хроника, он всегда начинал свой день с того, что собственноручно
подносил им пищу. Сам король временно принял постриг, в вате
Саморай. При нём проводились пышные церемонии с участием монахов
по различным поводам: в связи с уходом в монахи сына короля,
выходом из монастыря младшего брата, кремацией отца короля и
иными подобными событиями. Специальные торжества устраивались
также в честь особо почитаемых статуй Будды7,
часть из которых были перевезены в столицу из Сукотаи, Чиангмая
и других городов. Наконец в правление Рамы I, в Бангкоке широко
проводились работы по восстановлению буддийских храмов и реликвий,
а так же по строительству новых монастырей.
В
правление Рамы II (прав. 1809-1824) были осуществлены новые
меры, способствовавшие повышению авторитета сангхи. Так была
совершена реорганизация системы религиозного
образования монахов. Рама II направил 7 миссий для посещения
святых мест тхеравады. В частности, в 1840 г. и в 1843 г. группа
высших иерархов сиамской сангхи посетила Ланку и поклонилась
Зубу Будды в Канди. Обе миссии привезли в Бангкок самую «чистую»
и полную сингальскую Типитаку, которая послужила основой при
реформации буддизма, начатой принцем Монгкутом.
В
годы правления Рамы III (1824-1851) развернулось большое строительство
новых религиозных сооружений и реставрации старых. В годы правления
Рамы III формируются практически все типы сиамских религиозных
сооружений. Среди них - шедевры архитектуры, сохранившее свое
значение до настоящего времени. Особое внимание Рама III уделял
реставрации вата Пхо, начатой еще по приказу Рамы I, в котором
установили гигантскую статую лежащего Будды. Также в период
его правления проводилась дальнейшая реорганизация сангхи.
В
середине XIX в. Начался новый период в истории Сиама - усилилась
экспансия Запада. Резко изменились условия существования традиционного
общества в Сиаме: реформировалась старая социально - экономическая
структура, возник капиталистический уклад, появились новые социальные
силы. Движение за реформацию Буддизма возглавил принц-монах
Монгкут (1804-1868 г.), будущий король Рама IV, создавший
новый орден Дхаммают никая. В сиамской буддийской традиции имя
этого правителя поставлено в один ряд с именами великих королей
- покровителей Буддизма: Ли Тхаи в Сукотаи; Тайлока, Сонгтхама
и Боромакота в Аютии.
В
правление сына Монгкута Чулалонгкорна, последователи Дхаммают
- никаи были официально признаны отдельной школой в сиамском
Буддизме.
В
1902 г. король Чулалонгкорн издает декрет о монашеской общине,
который определил на первую половину XX в., как структуру администрации
сангхи, так и взаимоотношения между сангхой и государственной
властью.
Такова
вкратце диалектика взаимоотношений королевской власти и просвещенной
элиты с Буддизмом. С одной стороны, правители тайских государств
воспринимали Буддизм как неотъемлемую часть сиамской культуры
и опору королевской власти. С другой стороны сангха имела могущественных
союзников в лице королей, с помощью которых она смогла сохранить
в чистоте Учение Благословенного.
|