Главная > История > Жизнь Будды
 
 
Ученики Будды

В тхераваде популярны восемь знаменитых учеников Будды: Конданна, Сарипутта, Моггаллана, Махакассапа, Упали, Ананда, Сивали и сын Готамы Рахула. Буддийские легенды рассказывают о них следующее. На седьмой день после рождения Конданну пригласили во дворец вместе с семью предсказателями, чтобы они угадали будущее мальчика. Только Конданна смог предсказать, что Сиддхаттха станет Чаккаваттином или Буддой. Когда Готама достиг просветления и прочитал первую проповедь, Конданна стал его учеником, положив начало существования сангхи. Через пять дней после присоединения к Будде он достиг архатства. Конданна считался первым толкователем доктрин и первым миссионером буддизма. Состарившись, Конданна стал отшельником и поселился в джунглях, где обитали дикие слоны. Его жизнь является примером для монахов араннаваси (лесные монахи).

В некоторых тхеравадинских монастырях рядом с изображением Будды можно увидеть статуи двух монахов - справа от Будды находится изображение Сарипутты, слева - изображение Маха Моггалланы. Согласно палийским традициям, они были наиболее способными учениками Готамы. Эти два монаха - самые уважаемые святые после Будды в странах тхеравады, и наиболее ревностные буддисты кладут к их ногам лепестки лотоса в знак уважения их заслугам перед буддизмом. Если Готама указал путь к спасению, то Сарипутта разработал это учение и дал ему теоретическое объяснение, которое легло в основу Абхидхаммы.

Судьбы Сарипутты и Маха Моггалланы очень похожи. Они родились в соседних деревнях неподалёку от Раджагаха, оба происходили из семей брахманов. В юношеском возрасте они подружились. Мирское имя Сарипутты было Упатисса, а Маха Моггалланы - Колита. Юноши получили прекрасное образование, они были богаты и жизнерадостны. Но однажды на празднике им пришла одна и та же мысль, что все эти веселящиеся люди умрут, не дожив до 100 лет, и что следует искать путь к избавлению от страха смерти. Они присоединились к секте странников, но не найдя ответа на мучивший их вопрос, как достичь бессмертия, отправились бродить по Индии. В конце концов, они встретили учеников Готамы, которые привели их к Просветлённому. Упатисса вошёл в общину под именем Сарипутта, а Колита - под именем Маха Моггаллана. На седьмой день, когда Маха Моггаллана погрузился в медитацию, на него нашла усталость и апатия ко всему окружающему. Будда, заметив это, объяснил Моггаллане цель медитации, и тот, преодолев усталость, довел до конца своё упражнение. Таким образом, уже на седьмой день Моггаллана постиг сущность трёх верхних ступеней и достиг Ниббаны. А Сарипутта, слушая проповеди Готамы, достиг Ниббаны через две недели после вступления в сангху.

Моггаллана обладал иддхи - сверхспособностями (по тайски - иттхи, на санскрите - риддхи). Сам Будда был наделён властью иддхи и не отрицал, что с их помощью можно летать по воздуху, стать невидимым, быть ясновидцем, читать мысли других людей. Однако Будда считал демонстрации иддхи ненужным тщеславием и запрещал своим ученикам, постигшим силу этой власти, демонстрировать её перед другими монахами. Моггаллана считался крупнейшим знатоком иддхи (конечно после Будды). Его ненавидели противники буддизма и сторонники секты Девадатты. Однажды, когда Моггаллана посетил район Каласила, на него напала группа наёмных бандитов. При первом и втором их нападении он поднимался в воздух, но затем осознал, что это нападение предопределено его предшествующей каммой. Поэтому он позволил бандитам зверски побить себя. Думая, что он мёртв, бандиты бросили его в кусты и убежали. Моггаллана с помощью иддхи срастил поломанные кости и полетел к учителю, чтобы отдать тому последнюю дань уважения. Затем он вернулся в Каласилу, где и умер в соответствии с его каммой.

Махакассапа был сыном губернатора. В жизни его звали Пипапхали. В возрасте 20 лет он женился на красивой девушке по имени Бхадда, равной ему по знатности и богатству. Они договорились после свадьбы воздерживаться от половых сношений. После смерти своих родителей они, раздав всё имущество, стали аскетами и разошлись в разные стороны. Кассапа вступил в буддийскую общину, где следовал трём строгим практикам. Он председательствовал на первом буддийском соборе, собранном через три месяца после Ниббаны Будды, как старейший архат того времени.

Упали был сыном парикмахера, служившего царской семье в Капилаваттху. Он уговорил принцев из рода Сакьев - Бхадда, Ануруддху, Ананду, Бхаггу, Кимилу и Девадатту - присоединиться к Будде и по просьбе этих принцев считался старейшиной буддийской общины. Упали был специалистом Винаи и декламировал её положения на первом соборе.

Имя Ананды часто произносится на религиозных церемониях и упоминается в канонической литературе. Ближайший ученик Будды, он 25 лет неразлучно сопровождал своего Учителя, а впоследствии пересказал всё слышанное им от Будды. Рассказы Ананды, которые он излагал от имени Будды, составили наиболее объёмную часть Типитаки - Сутта-питаку. Ананда был двоюродным братом Будды, своей неразговорчивостью и исполнительностью он завоевал симпатии всей общины. Ананда повсюду следовал за Буддой, разделяя с ним радости и заботы. Ночью, когда Будда спал, Ананда девять раз обходил это место с палкой и свечой, оберегая сон своего Учителя от всяких неожиданностей. Именно Ананда посадил священное дерево Бодхи перед постоянным местом пребывания Будды - монастырём Джетавана, и это дерево многие столетия было объектом поклонения всех буддистов. Ананда первым попросил Будду принять в сангху женщин. Он повторял свою просьбу несколько раз, и после долгих колебаний Будда согласился и основал буддийскую общину для женщин. После Париниббаны Будды Ананда принял участие в первом соборе архатов, а затем вёл строгую аскетическую жизнь. Он был единственным учеником Будды, который достиг архатства ни сидя, ни лёжа, ни стоя, ни при ходьбе (а в момент, когда начал ложиться на кровать). В комментариях к Дхаммападе рассказывается, что жители долины реки Рохини ходили слушать его проповеди Дхаммы. Ананда висел в воздухе со скрещенными ногами над рекой и предавался самоуглублённому созерцанию. Однажды, когда ему было 120 лет, он созерцал элемент огня. Внезапно из его тела вырвалось пламя, тело распалось на две половины, одна половина упала на одном берегу, вторая - на другом. Таковым способом он решил вступить в Париниббану.

Сивали в предыдущей жизни был царём, армия которого осаждала город, обрекая жителей на голод. Это ухудшило камму Сивали, и при рождении он пробыл в животе матери 7 лет, 7 месяцев и 7 дней. Страдая от этого, его мать однажды сосредоточила свои мысли на учении Будды и родила сына без всякой боли. Когда Сивали подрос, он стал учеником Сарипутты. Во время посвящения в монахи Сивали вспомнил свои страдания в животе матери и осознал истину Дхаммы, так он стал архатом. Сивали пользовался большим уважением у мирян, которые несли ему подарки где бы он ни был.

Единственный сын Готамы - Рахула - в семь лет так же стал учеником Сарипутты. Это опечалило отца Готамы, так как царская семья осталась без наследников, и царь попросил Готаму не посвящать юношей в монахи без согласия их родителей. Будда уважил эту просьбу и установил правило, согласно которому для посвящения в монахи требуется согласие родителей. Рахула достиг Ниббаны вскоре после получения высшего монашеского посвящения в возрасте 20 лет (упасампады).

Эти восемь архатов часто представлены в виде изображений бхиккху, сидящих на коленях - в позе почитания - вокруг Будды. Эти архаты занимают следующие позиции по отношению к Будде: восток - Конданна, юго-восток - Махакассапа, юг - Сарипутта, юго-запад - Упали, запад - Ананда, северо-запад - Сивали, север - Моггаллана, северо-восток - Рахула.


(вернуться к разделу)
 
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт